Cvm51.ru

Медицина и Образование
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исправление прикуса для логопеда

Совместная работа ортодонта и логопеда по исправлению прикуса

Профилактика речевых расстройств у детей и подростков – это актуальная проблема. Своевременно диагностировать миофункциональные патологии, которые приводят к нарушениям речевой функции, позволяет тесное взаимодействие ортодонта и логопеда.

Несмотря на то, что логопедия относится к педагогике, она развивается в тесном контакте с медицинскими науками, в частности со стоматологией. Как правило, миофункциональные нарушения возникают на фоне патологий развития зубочелюстной системы, характер которых позволяет определить дальнейшую тактику лечения.

Почему патологии зубочелюстного аппарата приводят к дефектам речи?

Речевой аппарат – это система взаимосвязанных органов, которые отвечают за производство, а также построение речи. Условно их можно разделить на исполнительную и регулирующую группу. Центральный речевой аппарат состоит из воспринимающих и двигательных органов, а периферический – из дыхательных и звукообразующих.

В группу органов, отвечающих за артикуляцию, входят челюсти, небо, губы, зубы, язык. Разные способы взаимодействия подвижных органов с малоподвижными способствуют звукообразованию, членораздельной речи.

Аномалии развития зубочелюстного аппарата вызывают различные речевые расстройства. Так, патологии строения неба часто приводят к нарушению взаимодействия носового резонатора с ротовым, что провоцирует искажение произношения звуков, расстройства голосовой функции.

Важность совместной работы ортодонтов и логопедов

Для полного устранения речевых расстройств важна совместная работа ортодонта и логопеда. Так при некоторых расстройствах звукопроизношения эффективная коррекция может быть проведена только после полного устранения патологий зубочелюстной системы. Например, при дизокклюзии у пациентов наблюдаются проблемы с правильным построением свистящих звуков и нарушение дикции. В этом случае исправить речевые расстройства можно только после предварительного лечения открытого прикуса.

Ношение корректирующих ортодонтических конструкций позволяет восстановить анатомическую окклюзию, нормализовать функции мышечного аппарата, что в свою очередь способствует устранению проблем с артикуляцией. Использование вестибулярных систем позволяет провести качественную коррекцию звукопроизношения, нормализовать функции глотания и дыхания.

Москва, Бульвар Энтузиастов, д.2 БЦ «Golden Gate»

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Влияние неправильного прикуса на речь и пути решения проблемы

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Содержание статьи:

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами.

Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.

  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.
  • К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

    Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

    Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

    Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.

    Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

    Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

    Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

    Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

    Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

    В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

    В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

    Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

    Причины развития аномалий

    Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

    • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
    • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
    • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
    • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
    • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
    • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
    • Травмы зубов и зубных рядов.
    • Наследственные факторы.

    По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

    «… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

    Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

    Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.

    В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.

    Особенности лечения взрослых

    В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

    Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

    Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

    Последствия отказа от коррекции

    Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

    Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

    • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
    • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
    • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
    • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

    Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

    Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

    • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
    • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
    • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
    • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
    • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

    Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Исправление прикуса для логопеда

    Логопед — детский психолог

    Татьяна Борисовна Цукор окончила Московский педагогический государственный университет им. Ленина в 1995 году. Необходимо упомянуть, что это высшее учебное заведение считается лучшим в России по подготовке логопедов. Стаж работы в логопедии более 15-ти лет. Для Татьяны Борисовны выбранная специальность — это не просто работа. Логопедия для нее — это и работа, и хобби, и жизнь. Татьяна Борисовна начинала свою деятельность в области логопедии, работая с детьми. И на сегодняшний день логопедическая работа с детьми является любимым направлением. Мало кто знает, что логопедическая деятельность — это не только постановка звукопроизношения. Звукопроизношение — это малая часть работы хорошего логопеда. Основное – это помощь в формировании гармоничной и развитой психически личности.

    Логопедия имеет огромный потенциал и при работе с взрослыми. В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» собралась команда сильных специалистов стоматологов. К нам давно пришло понимание, что решение сложных стоматологических задач с участием логопеда становится проще. Логопед может оказать неоценимую помощь стоматологу, например, в таких вопросах, как разработка уздечки языка, коррекция вредных привычек, связанных с деятельностью губ, щек, языка. Главный врач «Диал-Дент» привлек Цукор Т.Б. к активной работе со стоматологическими пациентами. Ценнейшим является сотрудничество логопеда и ортодонта (исправление прикуса и выравнивание зубов), логопеда и детского стоматолога. Такие методики, как массаж языка, приемы дыхательной гимнастики, нормализация процессов дыхания и глотания являются стандартными в логопедической работе Татьяны Борисовны и улучшают результат стоматологического лечения. Колоссальное влияние на результат стоматологического лечения оказывает и психический статус пациента. Цукор Т.Б. прошла серьезную дополнительную подготовку по специальности «Клиническая психология» на базе Московского государственного университета им. Ломоносова (МГУ).

    Сотрудничество высококлассного логопеда и стоматологов-ортодонтов позволяет решать сложнейшие ситуации пациентов. В ортодонтическом отделении центра «Диал-Дент» под руководством Барановой О.А. разработаны уникальные, очень эффективные методики комплексного подхода к лечению ортодонтических пациентов, практически не имеющие аналогов в Москве. Еще одним направлением работы логопеда с взрослыми пациентами является консультирование по вопросам речевой адаптации к зубным протезам. Помощь логопеда позволяет легче, быстрее и без стресса начать пользоваться, например, полными съемными протезами.

    Цукор Татьяна Борисовна становилась лауреатом конкурса «Сердце, отданное детям -2008», «Сердце отданное детям 2010». Этот конкурс проводится среди логопедов Москвы и является самым престижным логопедическим конкурсом. Только допуск к участию в конкурсе говорит о высоком профессионализме логопеда. А логопед центра «Диал-Дент» Цукор Т.Б. дважды занимала призовое место!

    Цукор Т.Б. — учитель-логопед первой квалификационной категории. Дети обожают Татьяну Борисовну. Занятия у нее — это игра. При этом в нескучной игровой форме решаются серьезные задачи. Немаловажным моментов в работе логопедов является контакт с родителями. Даже самые интересующиеся родители получат исчерпывающие ответы на свои вопросы касательно ситуации и прогнозов при работе с ребенком. Параллельно с работой в центре «Диал-Дент» Цукор Т.Б. практикует в детском саду компенсирующего вида №67 (детский сад, специализирующийся на лечении сложных логопедических нарушений).

    Татьяна Борисовна опубликовала несколько статей, посвященных совместной работе стоматологов и логопеда. Среди них последняя статья в профессиональном стоматологическом журнале «Дентал-Маркет»: «О взаимосвязи патологии прикуса и логопедических нарушений».

    Глобальная цель, к которой мы стремимся как команда специалистов, — это не просто выравнивание зубов, лечение кариеса или постановка звуков, а помощь в формировании самостоятельной, гармонично развитой, успешной личности, полностью реализующей свой потенциал!

    Улучшение речи после установки ортодонтических систем (брекеты, ретрейнеры и пр.) и зубных протезов

    «Улыбайтесь!». Для многих людей эта простая просьба фотографа настоящее испытание, т.к. зубы выглядят не лучшим образом (кривые, несимметричные, или отсутствуют). Раньше подобные сложности можно было исправить только в детстве или уже ждать старости и покупать зубные протезы. К счастью, все изменилось.

    Неправильный рост зубов и даже их отсутствие в настоящее время можно исправить при помощи протезов или брекет-систем. Поэтому большое количество взрослых людей в наши дни устанавливают их.

    Часто адаптация сопровождается рядом неудобств: нечёткая речь, изменение вкусовых ощущений, усиление слюноотделения, боль и др.. Привыкание к зубным системам процесс достаточно быстрый (от недели до месяца), хотя по мере лечения и активации дуг, периодически появляются новые дискомфортные ощущения.

    Причины неудобств, вызванные установкой зубных протезов, брекетов или ретрейнеров, объяснимы. Внедрение новой конструкции является раздражителем для полости рта. Как бы идеально не были установлены ортодонтические аппараты — они для нашего организма инородные. Их конструкция меняет форму и ощущения твёрдого нёба, расположение зубов и челюстей. Язык улавливает эти изменения, его мышцы вынуждены искать новые положения для правильного звукопроизношения. Поэтому первые этапы адаптации иногда сопровождаются нарушениями произношения звуков.

    После установки ортодонтических систем и завершения курса лечения можно столкнуться со следующими речевыми трудностями:

    • Нарушение произношения звуков;
    • Нарушение дикции (невнятная речь);
    • Неприятные ощущения во время речи.

    Чтобы искоренить эти проблемы, нужно как можно быстрее начать восстановительную работу. С любой из этих речевых проблем вам и вашим близким поможет логопед. Для каждого человека будет разработана индивидуальная программа восстановления речи, которая учитывает именно ваши трудности.

    Физический дискомфорт во время речи обусловлен изменением подвижности органов артикуляции. Для устранения этой проблемы логопед подберет и научит вас специальным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они увеличат подвижность языка, нёба; помогут принять органам речи «новичка» — протез, брекет-систему или последующий ретрейнер.

    Аналогичная работа проводится логопедом по коррекции дикции. «Каша во рту» — неприятный сюрприз, который ожидает многих при установке ортодонтических конструкций. Дискомфорт во рту, нарушение подвижности органов артикуляции – вот её причины. Работа при нарушениях дикции включает в себя: артикуляционную гимнастику и речевые упражнения. Воздействие происходит в щадящем режиме: сначала произносятся отдельные звуки (преимущественно согласные), после слоги. Когда артикуляционный аппарат готов к усложнению речевого материала, начинаем читать вслух спокойным голосом в медленном темпе, чётко проговаривая звуки. Это же правило применимо и для обыденной речи: медленно, тихо, чётко. Если коррекционная работа была начата своевременно, то речевая функция вернётся достаточно быстро. А вы сможете снова легко и свободно разговаривать.

    Нарушения произношения – ещё одна из трудностей, которая может встретиться вам после установки зубных аппаратов. Чаще всего страдает произношение шипящих звуков ([ш], [ж], [щ]), свистящих ([с], [з] и их мягких форм, [ц]), сонорных [р], [рь]. Это те звуки, при которых больше всего задействовано мышц, а язык активно работает. Шепелявость и картавость мало кого обрадует. Чтобы восстановить утраченные звуки, логопед начинает работу с подбора и обучения специальным упражнениям для артикуляции, дыхания. Они помогут активизировать мышцы и органы речевого аппарата. Вернув подвижность, можно приступать к постановке звуков. Когда верный звук получился, его произношение необходимо закрепить, начиная с изолированного произношения и слогов, заканчивая текстами и обыденной речью.

    Ниже мы приведем несколько историй из жизни людей разного возраста, которые испытывали разные речевые трудности после ортодонтического лечения.

    Родители Кати (12 лет) обратились в центр за помощью специалиста. После смены молочных зубов у дочки стали неправильно, криво расти зубы. Чтобы это исправить, они обратились за консультацией в стоматологию. Проведя осмотр, ортодонт предложил решить эту проблему путём установления брекетов. Брекеты выбрали последней модели, сапфировые, их почти незаметно. Несмотря на современность конструкции, они всё равно доставляли неудобство Кате. В первые дни было неприятно и даже больно. После первых изменений расположения зубов, к физическому дискомфорту добавилась шепелявость. Звуки [с], [з], [ш], [ж] Катя начала произносить со свистом. Перед ними встал выбор: терпеть эти мучения или снять брекеты? В принятии решения помогла консультация логопеда. Они решили немного подождать и попробовать занятия. На занятиях с логопедом Катя делала артикуляционную гимнастику, развивала подвижность языка, губ, училась снова правильно говорить. Спустя некоторое время звуки вернулись, а дискомфорт стал ощущаться меньше. Теперь Катя брекеты не носит, имеет красивые зубы и правильную речь. В этом ей помогли специалисты: ортодонт и логопед.

    Александрина, 23 года. Никогда не жаловалась на речь до установки ретрейнеров. После ношения брекетов девушке установили ретрейнеры (система, поддерживающая новое положение зубов с внутренней стороны). Через какое-то время окружающие стали говорить, что ее речь как-то изменилась, появилось «присвистывание». Александрина записала себя на видео, сравнила со старыми видеозаписями и услышала, что свистящие звуки действительно произносятся нечетко. За помощью она обратилась к логопеду. Оказалось, что ретрейнеры мешали правильно ставить язык при произношении звуков [с], [з], [ц], немного царапали его, поэтому неосознанно девушка стала отодвигать язык подальше, что привело к нарушению правильного произношения звуков. Логопед помог разобраться с этой проблемой и через месяц нормальная речь восстановилась.

    Но бывает, что установить брекеты надо, а из-за неправильного положения языка их носить не удается. Такая история случилась с Еленой (54 года). Из-за неправильного прикуса появилась боль в челюстном суставе. Ортодонт сделал брекеты, а через месяц они сломались. Такая история повторялась трижды! Стали разбираться и оказалось, что при глотании язык женщины упирается в верхние зубы и выталкивает брекет-системы. А учитывая, что за день человек глотает не один раз, конструкция не выдерживала и ломалась. Логопед подобрала для Елены специальные упражнения и проблема была решена.

    Природа человека устроена так, чтобы любое изменение – это стресс. Чтобы к нему адаптироваться нужны силы, иногда специальные навыки. Если вы хотите иметь красивые зубы или вернуть утраченные зубы, не стоит пугаться брекет-систем, протезов. В наше время рядом всегда есть специалисты: ортодонт, который подберёт подходящую систему, и логопед, который поможет адаптироваться к новым конструкциям во рту, вспомнить или научиться, как правильно говорить.

    Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

    Консультация психолога онлайн
    Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
    Семейный психолог: консультации
    Консультация сексолога /
    сексопатолога
    Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
    Коучинг (лайф коучинг)
    Логопед для взрослых
    Логопед для ребенка
    Психологическая диагностика
    Профориентация для подростков и взрослых
    Работа в Fidem

    Наша группа ВКонтакте

    Наша группа в Facebook

    Fidem в Instagram

    Санкт-Петербург,
    наб. реки Фонтанки, 92Б
    Карта проезда

    Логопедия в стоматологии

    Большинство людей не видят никакой взаимосвязи между неправильной осанкой ротовым дыханием, патологическим прикусом и речевыми дисфункциями, а попросту говоря, с неправильным звукопроизношением. Между тем, от того, как лежит в полости рта язык, как человек держит голову, какие мышцы лица и шеи у него в течение дня напряжены, какая длина уздечки языка или губ зависит его способность к правильному звукообразованию. От этих же факторов во многом зависит и положение зубов, а также размеры и форма челюстей, симметрия лица, эстетика улыбки.

    Гусиное глотание (с участием мышц шеи), дыхание с открытым ртом, гипертонус или, напротив, гипотония мимических и жевательных мышц, изогнутое или межзубное положение языка в полости рта, привычка сосать палец, низко опущенная голова — все это факторы, которые способствуют нарушению прикуса и ухудшению четкости речи. И прежде, чем назначить ношение брекетов, грамотный стоматолог должен вычленить истинную причину, приведшую к изменению положения зубов и артикуляционной дисфункции, и направить пациента к нужному специалисту. Чаще всего им становится логопед, т.к. именно он занимается нормализацией работы артикуляционного аппарата и височно-челюстного сустава, «приучением» языка, губ, щек к физиологическому положению, потому что в противном случае результат от лечения брекетами будет нестойким и через некоторое время зубы вновь вернутся в первоначальное положение.

    Бывает и наоборот, логопедия в стоматологии задействуется во время или после проведенного хирургического, ортодонтического или ортопедического лечения. В этом случае целью является обучение пациента правильно пользоваться речевым аппаратом в изменившихся условиях. Например, после френулопластики язык по привычке остается в нижнем положении, т.е. лежа на дне ротовой полости и прижимаясь к нижним резцам. Задача логопеда показать ему (языку) новые возможности. Этим же специалист занимается при устранении длительно существующей множественной или полной адентии, когда язык привык свободно гулять по всему рту. При установке брекет-систем, особенно лингвальных, сильно страдает фонетический аппарат пациента. И если четкость речи не восстанавливается через 2-2,5 недели от начала лечения, это прямое показание к работе с логопедом.

    И в первом, и во втором случае, если не вернуть мышцам содружественную работу, возникает множество дополнительных проблем:

    Профилактикой и устранением этих проблем занимается миофасциальный терапевт или логопед.

    Методы логопедии в стоматологии во многом схожи с таковыми при работе с пациентами, не имеющими дентальной патологии. Специалист обращает внимание, казалось бы, на мелочи — положение туловища, постановку головы, на то, как человек сидит, говорит, как звучит его голос, какие мышцы участвуют при разговоре и глотании. Дополнительный опрос позволяет выявить вредные привычки, например, сосание пальца (в случае, если речь идет о ребенке) или склонность грызть канцелярские принадлежности, чрезмерное сжатие челюстей, выкладывание языка между зубами и т.д.

    При работе с пациентом врач показывает упражнения из артикуляционной гимнастики для языка, мягкого нёба, губ, щёк, шеи, которые необходимо выполнять каждый день. Помимо этого, объясняется, как проводить массаж языка. Также даются различные фонетические упражнения – скороговорки, фразы, содержащие необходимые звуки. Части пациентов дополнительно назначаются трейнеры — вестибулярные пластинки, цель которых — устранение мышечных зажимов в жевательных мышцах.

    Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей

    Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

    Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”.

    Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.

    Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом — для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим — для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).

    Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами — так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост. При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.

    Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание – для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.

    Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием вестибулярной пластинки (у детей 3- 5 лет) или миофункционального тренера (в 6 — 12 лет).

    Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. При регулярной дыхательной гимнастике с использованием тренера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких-либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.

    У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус. Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка: кончик языка расположить в передней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.

    Важно, что успех проведения подобных упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком. Однако и в этом помощь логопеда-миотерапевта будет незаменима, тем боле, что занятия миогимнастикой и артикуляционными упражнениями можно комбинировать и совмещать в один визит к логопеду.

    Исправление прикуса для логопеда

    Что было сначала курица или яйцо? Что первично, что вторично? Нарушение прикуса приводит к логопедическим нарушениям или же функциональные нарушения в развитии речи приводят к ортодонтическим нарушениям? Попробуем разобраться.

    При работе над статьей мы использовали работу известнейшего во всем мире стоматолога-гнатолога, не один десяток лет отдавшего изучению жевательного органа и лечению пациентов. Книга Рудольфа Славичека «Жевательный орган» (ИД «Азбука») наиболее часто цитируется в данной статье. Почему? Во-первых, это имя широко известно в стоматологических кругах. Мнению этого ученого доверяют стоматологи, которые занимаются дисфункциями и тотальной ортопедической или ортогнатической реконструкцией «жевательного органа». Затем, в его монографии мы встретили наиболее полное и стройное освещение связи речь-жевательный орган. И наконец, Славичек – практик, более 40 лет работающий у стоматологического кресла. А кому, как не практикам, нам доверять? В итоге статью мы решили построить как серию цитат из упомянутой выше книги и их обсуждение в дискуссии ортопед – ортодонт – логопед:
    «…развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа. Своевременная диагностика и лечение функциональных расстройств чрезвычайно важны для правильного развития зубов».

    Ортопед: Потрясающе! Речь – одна из основных функций краниомандибулярной системы. По Славичеку получается, что именно функциональные нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному развитию зубов в детском возрасте. Из этого можно сделать вывод, что логопед может оказать неоценимую помощь в профилактике неправильного развития зубочелюстной системы посредством слежения за этой мощной функцией и помощи в формировании правильной речи.

    Логопед: «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов». В данном контексте, говоря о формировании речи, мы подразумеваем, прежде всего, звукопроизношение. Особое влияние на формирование зубочелюстной системы могут оказывать различные виды нарушения произношения шипящих и свистящих звуков (межзубный, боковой, призубный, губно-зубной сигматизм). При данных речевых нарушениях язык находится в длительном неправильном контакте с зубами. И, являясь мощным мышечным органом, оказывает воздействие на зубочелюстную систему, формируя открытый прикус, прогнатию, прогению и т.п. Но, собственно говоря, эту тему более широко может раскрыть ортодонт.

    Ортодонт: Совершенно верно! Неоспоримое высказывание! Функция влияет на формирование формы, на мой взгляд, даже в большей степени, чем генетически предрасположенное анатомическое строение челюстных костей и зубов. В этом контексте организация работы «ортодонт-логопед» в паре при решении ортодонтических проблем пациента – инновационный, современный и правильный подход.
    «. В первом периоде смешанного прикуса завершается развитие речи. На нее оказывает значительное влияние положение передних зубов. Нарушение дикции приводит к возникновению специфического стресса и определенных стереотипных мышечных сокращений. К концу данного периода практически окончательно формируется дикция ребенка».

    Ортопед: Интересно, «определенных стереотипных мышечных сокращений…» Уж не эти ли пресловутые «вредные привычки», о которых любят рассуждать ортодонты?

    Логопед: Под первым периодом смешанного прикуса надо понимать возраст до семи лет. Он наиболее благоприятен как для развития речи, так и для ее коррекции в случае нарушения. Безусловно, на ее формирование влияние оказывают различные факторы. Социальная и речевая среда, наличие или отсутствие задержки психического развития и других органических поражений, особенности строения речевого аппарата. Не случайно Славичек отмечает влияние строения передних зубов на звукопроизношение: большое количество звуков имеют зубно-язычное или губно-зубное происхождение. К этим звукам, к примеру, относятся: в, ф, д, т, з, с, л, н и их мягкие варианты, а также ц, ч. При образовании звука язык и зубы должны занимать совершенно четкую позицию. Соответственно, любые отклонения в строении зубов могут вызывать речевые нарушения: хлюпающие звуки, присвисты, шипящие и свистящие сигматизмы и т.д. Изменения, происходящие в этот момент в речевом аппарате, «заставляют» организм на них реагировать, приспосабливать мышцы к новому положению языка, щек, твердого неба, т.е. вызывать специфические сокращения мышц, о которых говорит Славичек. В этом случае относить их к вредным привычкам нельзя. Это рефлекторная реакция организма на изменения, произошедшие с ним.

    Ортодонт: Это высказывание вызывает неоднозначные размышления. Я не думаю, что в возрасте о котором идет речь (5-7 лет), ребенок может испытывать стресс из-за нарушений дикции и уж, тем более, что это еще сопровождается какими-то «определенными стереотипными мышечными сокращениями…» Не согласна я и с тем, что на речь оказывает «значительное влияние положение передних зубов», т.к. все-таки большинство пациентов, обращающихся за ортодонтической помощью, имеют проблемы не с речью, а как раз с «положением передних зубов». А вот неправильное произношение почти всегда сопровождается той или иной патологией прикуса и положения зубов. Мне ближе мысль о влиянии речи на положение зубов, а не наоборот. Хотя на каком-то этапе формирования того и другого возникает замкнутый круг.
    «. Фактически термин «жевательный орган» является некорректным, поскольку отраженная в названии функция, безусловно, не является ведущей. Основная роль жевательного органа в эволюции человека заключается в обеспечении абстрактного общения и связанного с этим развитием мозга».

    Ортопед: Можно согласиться. Действительно, есть пациенты, которых мало волнует, как он (она) будет кушать и сильно волнует, как он будет говорить и выглядеть. Для них жизнь – это общение, а не потребление пищи.

    Логопед: Полностью согласна, что словосочетание «жевательный орган» условно и не отражает всего «спектра услуг». Роль речи как средства коммуникации была всегда велика. Грамотная, хорошо поставленная речь оратора останавливала войны и порождала новые, убеждала, заставляла задуматься. Стоит ли говорить о ее роли в наш век?

    Ортодонт: И функцию жевания, и функцию речеобразования можно считать основными для «жевательного органа», т.к. жизнь и эволюцию невозможно представить ни без того, ни без другого.
    «. В процессе роста человека речевая функция оказывает мощные стимулы в жевательном органе, способствующие его развитию. Структурные окклюзионные препятствия, приводящие к нарушению дикции, компенсируются мышечными механизмами. В итоге они могут приводить к развитию дисфункции».

    Страница 1 — 1 из 6
    Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

    Советы логопеда по профилактике и устранению нарушений речи и прикуса у детей

    О взаимосвязи между аномалиями строения зубочелюстного аппарата (нарушение прикуса, короткая подъязычная связка, высокое нёбо и.т.д.) и нарушениями речи написано много. Безусловно, такая связь есть, и большинство людей, как это обычно происходит, обращаются к ортодонту для устранения нарушений прикуса у себя или своих детей, а при наличии речевых нарушений — к логопеду.

    При этом чаще всего родители не задумываются о первопричинах подобных нарушений и обращается к специалистам с уже сформировавшимся или формирующимся неправильным прикусом, требующим, как правило, дорогостоящего лечения, и (или) речевой патологией у своего ребёнка.

    Возможно, для многих взрослых пациентов, родителей детей с нарушениями речи будет своеобразным открытием то, что нарушение дыхания, глотания, жевания, вредные привычки (сосание пальца, языка, губ, щёк), неправильное положение языка в полости рта, то есть дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области (т.н. миофункциональные нарушения) являются причинами зубочелюстных деформаций. Своевременно выявляя и устраняя подобные миофункциональные нарушения, мы таким образом убираем саму причину и предупреждаем развитие аномалий прикуса, что особенно актуально для детей в молочном и раннем сменном прикусе. В то же время, формируя правильную артикуляцию и дыхание, параллельно логопед осуществляет и коррекцию имеющихся речевых нарушений.

    В этом и заключается ценность профилактики и коррекции нарушения речи и прикуса: сочетание традиционных логопедических методик (логопедического массажа, специальных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики) с одновременным применением миогимнастики и вестибулярных пластинок, трейнеров позволяет не только сформировать правильный прикус, но и повысить эффективность процесса коррекции произносительной стороны речи.

    Совет всем родителям:

    • Вашему ребёнку уже 3 года, но у него не сформирована фразовая речь;
    • У ребенка выраженные нарушения речи (множественные нарушения звукопроизношения, нечёткая, малопонятная для окружающих речь, запинки в речи, пропуски или перестановки звуков и слогов, трудности в построении фразы);
    • У Вашего ребёнка есть вредные привычки (он сосёт палец или другой предмет, грызет ногти, карандаш);
    • Вы замечаете, что рот Вашего ребёнка часто полуоткрыт, и он дышит ртом, например, во сне;
    • При глотании у ребенка напрягаются мышцы лица, видны зубы или язык;

    Если Вы замечаете один или несколько из вышеперечисленных признаков у Вашего ребёнка, поторопитесь с визитом к логопеду и ортодонту, чтобы своевременно устранить нарушения речи и решить проблемы, связанные с неправильной функцией мышц, оказывающих влияние на формирование прикуса ребёнка.

    • Многие мамы и папы детей с нарушениями речи говорят о том, как сложно бывает организовать ребёнка для выполнения артикуляционной гимнастики дома перед зеркалом, так как для этого требуется хорошее внимание и усидчивость со стороны сына или дочки.

    Современные аппараты миофункциональной коррекции (трейнеры, вестибулярные пластинки с бусинкой для языка) могут служить не только эффективными средствами профилактики или преортодонтического лечения нарушений прикуса, но и помочь родителям детей с проблемами в речи во время занятий дома, превращая «тренировку» речевого аппарата в менее утомительный и длительный процесс, и даже в игру.

    Литература:

    • Аверьянов С.В., Костина Я.В. Стандартные аппараты для миофункциональной ортодонтии.- Уфа, 2014.
    • Григоренко Н.Я., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми зубочелюстными аномалиями.-М., 2005.
    • Костина Я.В.,Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта.- М., 2009.
    • Тисовская Ю.А.,Соколова Н.А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы.-М.,2015.

    Котова Ольга Владимировна
    Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 6»
    г. Королёв Московской области

    Заметки ортодонта. Все о красивых зубах.

    Страницы

    • Главная страница
    • Брекеты
    • После брекетов
    • Обо мне
    • Первый прием у ортодонта
    • Сертификаты и обучение

    Логопед и ортодонтическое лечение, есть ли связь?

    Пластинка с проволочной заслонкой для языка
    Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребенка открытый прикус и ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, и способствует, таким образом, коррекции открытого прикуса. Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).
    Пластинка с бусинкой для стимулирования языка
    Рекомендуется к применению при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Пластинка с бусинкой эффективна при ринолалии:
    при функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм – привычная открытая ринолалия – наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба, при врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

    Применение пластинки с бусинкой эффективно также помогает ребёнку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты даёт использование пластинки с бусинкой и при заикании — одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

    Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеолярных отростков, способствуя сохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области. При инфантильном глотании язык ребенка упирается в передние резцы, что вызывает их протрузию и ведёт к формированию открытого прикуса.

    Эластичная пластинка Stoppi®
    Предлагается детям начиная с 2-х летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующих возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребёнка от этих вредных привычек.

    Пластинка Stoppi® производится из медицинского гипоаллергенного силикона и имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребёнка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки Stoppi® он закроется естественным образом, поскольку резцам ребёнка ничто не мешает смыкаться.

    Статья предоставлена компанией «Валлекс М»

    Исправление прикуса для логопеда

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.

    Статья:

    В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.

    Для начала разберемся, что же такое прикус.

    Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

    К нарушениям прикуса могут приводить:

    • заболевания дыхательной системы, например хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;
    • травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;
    • наследственность.

    Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

    • прогенический прикус — нижняя челюсть сильно выдвигается вперед (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку);
    • прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперед;
    • открытый прикус – между зубными рядами образуется щель при сомкнутых зубах;
    • перекрестный прикус — при этом варианте передние зубы смещены в противоположную от средней линии сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены.

    Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки.

    Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

    Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры. Часто к логопедам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.

    Примеры практики логопедов:

    Жанна, 26 лет, обратилась к логопеду с жалобой на множественное нарушение звуков. У нее была щель между верхними и нижними зубами (открытый прикус) и многие звуки произносились с присвистом. Ортодонт установил ей брекет систему, специальные резинки надевались на крючки, чтобы челюсти постоянно смыкались. Через год, когда щель уже почти закрылась и зубной ряд выравнивался она начала занятия с логопедом. Свистящие звуки (с, з, ц, которые ранее произносились неправильно – язык просовывался между зубов), исправились, лишний «свист» и шум при речи исчезли.

    Кристина, 19 лет, на протяжении 3-х лет лечилась у ортодонта, у нее была сильно выдвинута вперед верхняя челюсть, отчего ряд звуков сформировался неправильно. Лечение закончили, но звуки по-прежнему произносились дефектно. Пришла на консультацию к логопеду и успешно исправила звуки Т, Д, Л (произносились межзубно, что смущало девушку и мешало ей общаться).

    Иногда брекеты приводят к тому, что даже те люди, у которых никогда ранее не было проблем со звукопроизношением, после начала ортодонтического лечения начинают испытывать трудности с речью, связанные с изменением строения зубов, челюстей. Своевременная консультация специалиста поможет приспособиться к новым «зубным» условиям и решить возникшую проблему.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Стоит ли ожидать от брекетов идеальной улыбки и пропорциональной формы лица? Или в финале будут ровные зубы и только
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector