Cvm51.ru

Медицина и Образование
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала цвета при реставрации зубов

Подбор оттенка будущей реставрации

Жерар Шиш (Gerard J. Chiche)
доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1) .

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3) .

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. Создание легкого монохромного оттенка

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5) .

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. Создание монохромного цвета с легким оттенком

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7) .

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

3. Создание полихромного цвета с легким оттенком

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8) .

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Подбор Оттенка Будущей Реставрации

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1).

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3).

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. СОЗДАНИЕ ЛЕГКОГО МОНОХРОМНОГО ОТТЕНКА

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5).

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. СОЗДАНИЕ МОНОХРОМНОГО ЦВЕТА С ЛЕГКИМ ОТТЕНКОМ

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7).

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

3. СОЗДАНИЕ ПОЛИХРОМНОГО ЦВЕТА С ЛЕГКИМ ОТТЕНКОМ

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8).

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Медицинские интернет-конференции

Способы определения цвета зубов в стоматологии

Способы определения цвета зубов в стоматологии

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Кафедра ортопедической стоматологии

Научный руководитель: к.м.н. Прошин А.Г.

Одним из составляющих успешного результата будущей реставрации является определение цвета зубов. На сегодняшний день существует много методик подбора цвета зубов в клинике ортопедической стоматологии, которые можно разделить на две большие группы: визуальные и аппаратурные.

Визуальный метод основан на субъективном восприятии цвета зубов врачом, пациентом или зубным техником. Для этого в клинической практике чаще всего используются стандартные шкалы оттенков: Vita, Chromascop, Vitapan 3D Master и другие. Однако ни одна из них не является совершенной, так как не отображает всего многообразия оттенков естественных зубов, которые по своей природе являются мультихромными. Преимуществами же данного метода является экономическая доступность и опыт врача-стоматолога по определению цвета.

В последнее время все большую популярность набирает аппаратурный метод определения цвета зубов, основанный на компьютерном анализе изображений, полученных в идеальных оптических условиях. Этот способ является более объективным, в отличие от визуального, так как исключает такие субъективные факторы, как острота зрения и индивидуальное восприятие цвета. К приборам, определяющим оттенки зубов, относятся спектрофотометры, колориметры и цифровые камеры такие, как Vita Easyshade, ShadeEye NCC фирмы Shofu, Shadepilot фирмы DeguDent, Shade Vision фирмы AMMAN GIRRBACH и другие. Однако одним из главных недостатков представленных аппаратов является их высокая стоимость, что не позволяет использовать их повсеместно.

Таким образом, оптимальным способом подбора цвета зубов в стоматологии, с точки зрения эстетики, является комбинирование визуальной и аппаратурной методик, что подтверждается клиническими исследованиями.

Как определить оттенок своих зубов?

Как определить тон зубов?

Ровные крупные белоснежные зубы – навязанный Голливудом стандарт, которого многие пытаются достичь. Получить ослепительно-белые зубы можно при помощи отбеливания специальными средствами. Однако чтобы достичь идеала следует понимать, к чему нужно стремиться.

От чего зависит оттенок зубов?

Правильным цветом зубов считается молочно-белый и полупрозрачный. Помимо природных факторов, на оттенок влияет:

  • Качество дентина;
  • Его цвет;
  • Плотность эмали.

Чем старше становится человек, тем тоньше у него будет коронковая часть зуба, дентин темнеет, может просвечиваться пульпа. При этом со стороны кажется, что темный сам зуб.

Всем, кто сталкивался с вопросом отбеливания, известно, что зуб имеет различные оттенки в своих разных частях, как и отдельные зубы могут отличаться на тон-два от соседних.

Всем, кто недоволен цветом своих моляров, и хочет сделать их более светлыми, способна помочь эстетическая стоматология. Однако есть правило: нельзя, чтобы желаемый оттенок очень контрастировал с натуральным. Это выглядит неестественно.

Легче всего процедура отбеливания проходит у людей, имеющих желтоватый или коричневатый оттенок, а вот серый цвет не поддается благотворному облагораживающему влиянию.

Какие факторы учитывают при выборе оттенка?

В том случае, когда речь идет о цвете виниров, учитываются следующие факторы:

  • Цвет кожи;
  • Цвет глаз;
  • Цвет других зубов;
  • Оттенок волос.

Все должно быть гармоничным и соответствовать друг другу. Цвет зубов индивидуален у каждого человека, однако стоматологи создали специальную шкалу, которая помогает их классифицировать для подбора виниров и отбеливания.

Шкала Вита – стоматологам в помощь

В свое время для того, чтобы определить желаемый оттенок имплантатов, виниров и результата реставраций, была изобретена нехитрая шкала ,в которой учли практически все возможные цветовые оттенки зубов. Однако постепенно из сферы ортодонтии шкала перешла и в отбеливание, где с успехом используется всеми специалистами.

Шкала представляет собой линейку из 16 сегментиков, каждый из которых показывает свой возможный оттенок зуба. Эти отрезки объединены в 4 группы по несколько позиций, получивших буквенные обозначения. Прикладывая каждый образец к зубу пациента, врач делает вывод о том, к какому именно оттенку принадлежит тот или иной зуб. При этом буква обозначает отрезки, а цифра – тон конкретной яркости. Соответственно, цвет будет обозначен буквой и цифрой, например, В3. Этот результат обязательно записывают в медкарту.

Дамам, окрашивающим волосы, принцип должен быть понятен.

Стоматологам известно, что для получения самого точного результата нужно приложить шкалу в верхней, средней и нижней части зуба.

Процедура отбеливания без консультации со шкалой Вита не проводится.

Недавно к буквам А, В, С, D добавили литеру М, которая обозначает исключительно белые цвета.

Читать еще:  Керамическая коронка на зуб: особенности, преимущества, установка

Специфика определения цветовых особенностей зубов

Общее мнение специалистов – необходимость проводить процедуру при дневном свете или при свете ламп, идеально имитирующих дневной спектр.

Световой поток должен быть направлен с северной стороны и составлять до полутора тысяч люкс.

Зуб должен быть увлажнен, с губ нужно стереть помаду, иначе подобранный оттенок может быть искажен.

Выдвигаются также требования к нейтральному цвету стен и одежды пациента.

Идеально белый зуб: какой он?

Вкусы и предпочтения у каждого свои. Кого-то пленила действительно ослепительно-белая улыбка, кто-то хочет просто избавиться от темного оттенка, появившегося в процессе жизни. Все индивидуально. Однако профессиональные рекомендации сводятся к следующему:

  • Значительное улучшение цвета зубов дает осветление на два-три тона;
  • Многие пациенты, реально сделавшие зубы на 9 тонов светлее, могут определить только до 7 тонов;
  • Процедура моет проходить при помощи лазера или специальных веществ. У каждого метода есть преимущества и недостатки. Так, использование лазера – довольно дорогостоящая операция.

Специалисты нашей клиники всегда помогут с выбором оптимального способа отбеливания и подходящего по всем параметрам каждому пациенту оттенка.

Шкала цвета при реставрации зубов

Введение

В литературе понятие цвета непрерывно связано с такими терминами как: оттенок, насыщенность, прозрачность и яркость. Оттенок, фактически, является близким по лексическому значению понятия «цвет», и представляет под собой тон (например, синий, красный). А вот насколько он будет интенсивным, отвечает «насыщенность». По степени проницаемости света, по его пропускной способности и будут судить о «прозрачности». За понятие «яркость» отвечает количество света излучаемое цветом. Чем опаковее будет зуб, тем больше света он будет задерживать и отражать, тем самым будет выглядеть более ярким.

Цвет может быть основным, или первичным, когда его нельзя получить путем слияния других цветов (красный, желтый и синий), и вторичным (например, желтый+синий = зеленый)

Обзор литературы

Восприятие цвета человеком, достаточно сложный, многоступенчатый процесс. Для него необходимы определенные условия, и первое, это освещенность. Попробуйте взглянуть на один и тот же предмет, в разное время суток – утром, в обед, и вечером – цветовосприятие объекта будет различным.

Все объекты обладают каким либо цветом: красным, зеленым, желтым и т.п. Благодаря поглощению и отражению лучей видимого спектра мы воспринимаем этот цвет. Но вот восприятие спектра у каждого индивида может сильно варьироваться. Кроме этого, возможны также бинокулярные различия цветовосприятия.

Так же, огромное влияние играет и возраст оценивающего цвет тканей зуба. С возрастом, из-за изменений в белочной оболочке глаза, все воспринимается в более темных тонах.

Нельзя не сказать о влияние утомляемости, психической и физической, в профессиональной деятельности стоматолога. Невозможность определения оттенка и насыщенности объекта, а также блеклость цвета – точный признак усталости врача. Утомляемость глаз, специалист может спровоцировать неадекватным освещением, либо многократным повторением определения цвета.

Для цветовой диагностики учитываются такие оптические эффекты, как опалесценция, флуоресценции и метамеризм. Последнее явление представляет собой различное отражение света материалами и тканями при разном освещении. Существует метамеризм:

  • излучения (зависит от источника освещения)
  • наблюдателя (особенности индивидуального цветовосприятия)
  • измеряемого поля (многие цвета становятся более «агрессивными», при большей занимаемой площади)
  • угла обзора

Стандартом для восприятия цвета зубов является нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны. Т.к. не всегда возможны соблюдения этих правил, созданы искусственные источники света, позволяющие добиться идеального освещения. По мнению некоторых авторов, современные стоматологические светильники, позволяют обойтись без естественных источников света. Другие же авторы считают, что 40% дневного освещения – минимальный порог, необходимый для идеального цветовосприятия. [3, c.82]

По Европейскому стандарту цветовая температура приборов освещения должна быть равна 5250+/-750 К, что соответствует нейтральному белому цвету. Для контроля этого показателя используется цветовой термометр. Уровень освещенности непосредственно над рабочим местом врача соответствует 1600-2400 Лк, тогда как для общей зоны достаточно только 500 Лк. Для предотвращения искажения качества и количества света, необходимо регулярно очищать от пыли осветительные приборы!

Нельзя обойти стороной и цвет окружающей обстановки: стен, потолка, мебели; даже наличие элементов макияжа у пациента (яркая губная помада, тени и румяна), могут сыграть свою роль в восприятие цвета зубов. Желто-зелено-голубая гамма, с коэффициентом отражения не менее 40 процентов – является оптимальной для стоматологического кабинета. Эффективно определение цвета зубов с предварительной их изоляцией коффердамом. Эталонным является серый цвет с отражающей способностью 18%, так как он не создает резкого контраста с тканями зуба.

Нужно ли говорить о важности точного визуального анализа. Определение цвета является одним из наиболее важных этапов в реставрационной и эстетической стоматологии, и требует особых условий и умений.

С целью унификации цвета, были придуманы цветовые шкалы. Первую из них создал Альберт Манселл. Он объединил такие характеристики, как насыщенность, оттенок и яркость – именно поэтому его модель называется трехмерная. Сегодня на основе идей Манселла построено множество цветовых шкал, одной из них является одна из известных 3D – MacTep (производство ВИТА). В цветовых шкалах оттенок обозначается латинскими буквами «А», «В», «С», «D», а насыщенность числовым показателем 1,2,3 и т.д. [2, с.86-90].

В тандеме с цветовыми шкалами можно использовать аппаратные методы, с использованием специального осветительного бестеневого оборудования. Температура света в такой лампе 5000 +/- 1000 K, что является оптимальной. Входное отверстие устанавливается на расстояние 5-6 см от зубного ряда, сравнивая цвет его поверхности со стандартными шкалами. Примерами таких ламп являются Demetron Shade Light и Optilume True-Shade, эти модели максимально приближены по свету к естественному.

Несмотря на это приходится признать, что даже использование самых современных и популярных цветовых шкал, не гарантирует 100% попадание при различных клинических ситуациях. Ведь для этого нужно учесть все 3 параметра цвета!

Именно поэтому, на помощь человеческому глазу пришли компьютерные технологии.

Первая на рынке компьютерных систем стала ShadeEye-EXChromaMeter (1998г.), которая представляла собой Спектрофотометр. Данный прибор замеряет спектральные данные объекта. Устройство имеет источник белого света, дефракционную решетку, которая разлагает свет отображенный от объекта в спектр и фотоприемник, который его регистрирует. Основым недостатком данной системы является то, что определение цвета происходит только в одном участке зуба, а так как зубы полихроматичны, сканирование должно производиться многократно.

В 2000 году появилась новая компьютерная система ShadeScan, которая в качестве прибора имела колориметр. Он также, как и его предшественник, измерял интенсивность светового потока, но при этом теперь – разделял свет на компоненты – красный, зеленый и синий. То же самое по функции выполняет человеческий глаз, поэтому данную технологию назвали «Искусственное зрение». Информация, поступающая от данного прибора, по полноте и охвату позволяет оценить все параметры цвета. Преимуществом этой системы является объективный анализ цвета в разных участках зуба. При этом включаются такие характеристики как, опаковость, яркость, насыщенность и оттенки, а также их отличия в зоне зуба и реставрации.

В следующем году, выпустился Spectroshade, прибор, который в отличие от ShadeScan, при анализе оттенков использовал спектрофотометрические данные объекта, а также использовал показатели более чем в 300 000 точках, которые затем обрабатывались компьютером.

Далее появляется система XRiteShade, она позволяет еще более точно определять колориметрические данные объекта. Возможно до 22000 значений оттенка, яркости и насыщенности.

При использовании аппарат фиксируют перпендикулярно поверхности зуба, при этом галогеновый источник света направлен к поверхности зуба в 45%, для того чтобы минимизировать отражение лучей. Для предотвращения конденсации пара на линзе камеры, мы просим пациента во время проведения данной процедуры задержать воздух. [1, с.187]

Анализ изображения происходит в течение 5 секунд.

Что же касается процесса определения цвета, то его делят на этапы:

2.Коммуникация (передача анализированной информации в лабораторию)

Если первые два этапа работают механизировано и точно, то два – последних все еще подвластны субъективизму, так как выполняются техником.

Благодаря компьютерным технологиям возможен также такой метод, как «виртуальная примерка», когда в лаборатории сравнивают цвет созданной реставрации с исходными данными пациента.

Преимущества данных систем очевидны:

  • экономия времени (относительно традиционных методов подбора цвета)
  • полученные данные более объективны
  • улучшение качества процедуры
  • дегидратация поверхности зуба не влияет на результат, также не зависит от окружающих условий и освещения

Из отрицательных качеств:

  • высокая стоимость, что связана с затратами на разработку и усовершенствование технологий. [1, с. 192]
  • сложность транспортировки
  • интерпретация данных техником

Поэтому, в связи высокой диагностической стоимости, данный вид механизированного определения цвета, применяется в крайне сложных клинических ситуациях, когда обойтись только цветовыми шкалами не представляется возможным.

Это могут быть ситуации, когда окрашивание зуба различно в различных участках коронки. Примером могут послужить тетрациклиновые зубы, у которых пришеечная область более интенсивная по окраске, при этом отдельные участки зуба или вся коронка окрашены от желтоватого, до серо-коричневого цвета. Это осуществляется при условии, что у пациента отбеливание таких зубов не прошло успешно, а от тотальной реставрации он отказывается .[1, с. 192]

Также, данная система используется при отбеливании, для лучшей визуализации результата до/после.

Особым показанием является реставрации (например, подбор композита, либо керамики) фронтальной области, к которой предъявляется высокие эстетические требования. Наиболее сложна методика подбора цвета, у достаточно молодых пациентов, так как у них будут доминировать зоны прозрачности в зоне режущего края резцов, мамелоны дентина просвечивают сквозь прозрачную эмаль. Реставрация зубов молодых пациентов всегда непростое занятие. Здесь нужно не только представлять трехмерную структуру расположения всех тканей зуба, но и прогнозировать будущий результат.

В сложных клинических ситуация применение компьютерных систем определение цвета является более разумным, так как субъективной метод визуализации цвета, бывает часто неточным, и нередко ошибочным.

Вывод

Современный высокотехнологичный век предъявляет к работам врачей-стоматологов высокие эстетические требования. А их в свою очередь подстегивает внутренний и наружний маркетинг. [4, с. 8] Кроме восстановления дефекта и утраченной функции, важно, чтобы визуальная составляющая также преобразовалась в лучшую сторону. Мы, как врачи, должны проводить не только этиотропное, но и эстетическое лечение.

Именно благодаря компьютерным технологиям мы стали на шаг ближе к совершенству.

Изготовление коронок: как раскрасить металл под цвет зуба

Определение цвета сохранившихся зубов – это один из важнейших этапов, позволяющий создавать эстетичные реставрации.

Существует множество техник, которые условно делятся на 2 группы:
— визуальные;
— аппаратные.

Первая группа распространена шире, так ка не требует дорогостоящего оснащения для практического применения. Рассмотрим особенности процесса.

Методы и сравнение

Очевидно, что каждый из факторов индивидуален и может меняться в зависимости от условий. Банальная усталость, может привести к ошибкам, как и некачественное освещение, например.

Чтобы сократить вероятность искажений при определении цвета зуба, специалисты все чаще используют аппаратные средства. В этом случае исключается человеческий фактор и гарантируется соответствие 100%.

Преимущества визуальной методики:
— для этого нужен опыт, а значит работа находится в надежных руках специалиста;
— способ доступен, не требует передового дорогостоящего оснащения;
— на стадии осмотра специалист может выявить некоторые важные индивидуальные особенности клиента.

— влияние субъективных факторов, как психологическое состояние техника;
— влияние окружающей среды, как освещение;
— сложная процедура подбора, требующая опыта
— различные производители выпускают свои собственные системы/шкалы определения и подбора цвета, между ними обычно нет соответствий.

Рабочий процесс

Освещение при определении цвета играет решающую роль, но оно само зависит от ряда факторов, которые могут меняться с течением времени. Потому для большей точности рекомендуется использовать строго определенные лампы.

Отлично для данной задачи подходят бестеневые лампы, с температурой в пределах 4000-6000 К. В процессе работы источник света устанавливается на небольшом (5-7 см) расстоянии от рассматриваемого зубного ряда.

Полученные цвета сравниваются со шкалой Vita , которая содержит подавляющее большинство естественных расцветок зубов.

Десны/эмаль

Оценивать нужно не только оттенки эмали, но и десны. Так как мягкие ткани темнее, то они контрастируют с единицами рядов, что так же оказывает визуальный эффект на цветовую композицию. Оттенки десны могут варьироваться в пределах от светло розового до фиолетового.

Зубы имеют неоднородный цвет:
— в верхней части, на вестибулярной поверхности, режущих и жевательных кромках находится толстый слой эмали. Она дает прозрачность и более светлый тон каждой единице;
— на режущей кромке находится практически только одна эмаль, потому оттенок участка сероватый;
— ближе к основанию слой эмали тоньше, потому оттенок ближе к желтоватому.

В целом точное сочетание цветов обусловлено генетическими факторами.

Серьезное влияние на цвет оказывает форма поверхностей, кривизна и перепады толщин. Помимо этого, изменения происходят с возрастом, могут появиться пигментные пятна или мамелоны, травмы так же часто становятся причиной искажений.

Тем не менее, основным критерием успешного подбора оттенка является реакция клиента. Необходимо после примерки продемонстрировать результат клиенту и продолжать работу только после его удовлетворения внешним видом полученной реставрации.

Металлические и неметаллические каркасы

Чаще в практике техников используются коронки кобальт-хром и из кобальт-никеля. Оптимальной толщиной готового металлического каркаса является 0,3-0,5 мм. После изготовления опорной части из сплава ее необходимо облицевать керамикой.

Для высокой степени адгезии металлической поверхности и облицовочного материала необходимо провести химическую обработку. Она приводит к появлению оксидной пленки на поверхности сплава и значительному улучшению надежности фиксации облицовки.

Если не соблюдать рекомендованные толщины изделий, то после завершения процесса могут проявиться отклонения по цвету.

Когда применяются каркасы с добавлением золота в сплав, то это положительно сказывается на внешних данных протеза. Так как драгметалл придает желтизну, оттенок проще подогнать под естественный вид.

Если конструкция создается из диоксида циркония, то подбирается неокрашенная заготовка с определенной прозрачностью. На эстетическом участке устанавливаются наименее прочные изделия, но практически идентичные натуральным зубам по внешнему виду. Для жевательных зубов подойдут более прочные, но с ослабленной эстетикой. Компенсировать отклонения можно за счет нанесения облицовки. Сам диоксид прокрашивается перед спеканием или используются заготовки уже обладающие необходимым оттенком.

Особенности шкал

Согласно статистическим данным у большинства техников на стадии определения оттенка могут возникать трудности. Обычно они связаны с тонкостями восприятия и оптическими свойствами материалов, окружения.

Используемые современные методы до сих пор базируются на результат работы физиков 19 века. Речь идет о сочетании зеленого, синего и красного цветов, которые в различных пропорциях могут дать любой необходимый оттенок. Именно на базовых принципах оптики строятся шкалы для определения цвета.

При протезировании необходимо работать с:
— светосилой;
— насыщенностью.

Шкалы определяются светлотой, параметр варьируется от 0 (абсолютно черный) до 10 (абсолютно белый).

При составлении шкалы насыщенностью называют отклонения цвета при постоянной яркости освещения.

Человеческий глаз способен эффективно отслеживать изменения яркости, но насыщенность цвета регистрируется слабо. Тем не менее, эти аспекты учитываются для композитных реставраций и керамики.

Для керамики/композитов нужно учесть параметры:
— освещенность области зубных рядов;
— отражающий эффект;
— параметры источника света;
— цветовая интерпретация.

Метамеризм

Освещение зависит от ряда факторов, которые могут меняться в течение рабочего дня. При этом цвет реставрации может меняться в зависимости от освещенности. В этом случае играют роль параметры ниспадающего света и отражающие свойства освещаемой поверхности. Эту зависимость называют феноменом метамеризма.

Именно для того, чтобы минимизировать любые расхождения, параметры освещения рабочей области стандартизированы.

Характеристики освещения:
— для естественного характерны более холодные тона, искусственные источники наоборот – теплее;
— идеальный свет для определения цвета зубов – это рассеянный поток в период с 10:00 до 12:00, поступающий с северной стороны;
— искусственные лампы должны выдавать теплоту в районе 6500 К.

Если использовать другие лампы, то обычно в цвете протеза начинает преобладать красный. Что делает его неестественным визуально. Искусственные источники обычно провоцируют эффект «вымывания», когда цвета становятся неестественно светлыми. Оптимальные условия в этом случае дает нейтральное окружение с коэффициентом отражения от 40% и более.

Читать еще:  Какой антибиотик при пародонтите остром

Указанный оттенок должны иметь стены, окружающее оборудование, кресло. Если работа ведется в присутствии клиента, то можно использовать нейтральную накидку.

Разумеется, гарантировать качество могут только сертифицированные приборы и шкалы от производителя.

Обзор современных технологий для определения цвета зубов пациента в стоматологической клинике

Автор: Иван Потапкин, Анна Илюшина

В последнее время ученые разработали достаточно большое количество теорий определения цвета зубов. В каждой из них отражен целый ряд окружающих, временных и физиологических факторов, влияющих на механизм зрительных восприятий врача-стоматолога.

В определении цвета зубов большое значение имеют следующие факторы:

  • Источник света;
  • Уровень освещенности зуба;
  • Отраженный свет-рефлекс;
  • Цветовая адаптация;
  • Интерпретация цвета.

Даже если бы у всех людей была одинаковая по структуре сетчатка глаза, восприятие цвета осталось бы субъективным из-за различий в способностях воспринимать цвет. Важнейшим условием достижения успеха является тесное сотрудничество врача-стоматолога и пациента. С помощью современных технологий можно получить полезную дополнительную информацию, например, определить цвет зубов пациента не только визуально, но и с помощью цифровых технологий. Визуальные технологии определения цвета зубов представляют собой субъективный процесс и требуют определенных знаний и навыков, оптимальных условий, а также зависят от индивидуальных особенностей, таких как восприятие цвета и острота зрения.

РАСЦВЕТКА VITA CLASSICAL (VITA ZAHNFABRIK)

Расцветка VITA имеет 16 цветов, разделенных на четыре диапазона тонов: А, В, С, D (рис. 1):

  • А – оранжево-коричневый;
  • В – желто-оранжевый;
  • С – серо-коричневый;
  • D – оранжево-серый.

Рис. 1

В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например, А3 с преобладанием оранжевого, или А3.5 – более насыщенный, но не А4. Шейка натурального зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что это самый тонкий слой эмали, что при определении цвета обязательно необходимо учитывать. Иногда окраска шейки зуба может находиться в тоне, отличающимся от основного. Например, основной тон может быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В. Для эстетичности внешнего вида реставрации показатель яркости играет самую важную роль. К расцветке VIТА прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены по степени яркости: В1, А1, В2, D2, А2, С1, С2, D4, А3, D3, В3, А3.5, В4, С3, А4, С4. Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В, но при этом по яркости вполне соответствующие гамме С. То есть, если вы приложите один из зубов расцветки группы С к такому зубу со сниженной яркостью, то увидите, что он (зуб из расцветки) почти не будет выделяться. По яркости зубы будут идентичны, и различие будет лишь в окраске. Ошибка в степени яркости моментально выделяет реставрацию в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

РАСЦВЕТКА VITA SYSTEM 3D-MASTER (VITA ZAHNFABRIK)

Разработанная специалистами фирмы цветовая система VITA SYSTEM 3D-MASTER основана на принципах колориметрии (светлота, насыщенность и оттенок) и состоит из 26 цветов. В ней удалось систематизировать все возможные оттенки цвета живого зуба и скомпоновать их в шкалу, которой просто и удобно пользоваться врачу и технику (рис. 2–3). Хотя восприятие цветов всегда субъективно, цвета, тем не менее, с физической точки зрения, распределяются по спектру в трехмерной сферической модели, основанной на трех основных характеристиках цвета.

Рис. 2

Рис. 3

  • Определение светлоты (L – Lightness)

Все эталоны зубов в шкале разбиты на пять групп светлоты. В каждой отдельной группе эталоны различаются по насыщенности цвета и оттенку, но имеют одинаковый параметр светлоты. На первом этапе определяется только светлота, т.е. нужно выбрать не один из 26 эталонов, а определить по светлоте одну из пяти групп.

  • Определение насыщенности (С – Chroma)

В ранее выбранной группе светлоты берется средняя планка и раскрывается веером. Все эталоны на планке – одного оттенка и одной светлоты. Из них нужно выбрать один, наиболее подходящий по насыщенности.

  • Определение оттенка (H – Hue)

Потребность в этом этапе возникнет, если зуб пациента все-таки отличается от выбранного эталона в сторону желтоватого или красноватого оттенка. Тогда нужно подобрать один из эталонов с обозначением L (желтоватый) или с R (красноватый) все в той же группе светлоты и уточнить кодировку цвета: вместо обозначения M будет L или R. На этом выбор цвета завершен.

РАСЦВЕТКА CHROMASCOP (IVOCLAR VIVADENT)

Расцветка Chromascop – ориентированная на практическое использование универсальная расцветка. Она состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовыхгрупп (рис. 4):

  • 110–140 – белый
  • 210–240 – желтый
  • 310–340 – светло-коричневый
  • 410–440 – серый
  • 510–540 – темно-коричневый

Рис. 4

По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы. Последовательный отказ от ненужных эффектов при конструировании расцветки Сhromascop (например, изображение шейки, прозрачных мест, сильного цветоизменения в области режущего края и дентина, а также окраски поверхности) намного облегчает определение оттенка зуба. Главное преимущество этой расцветки заключается в широком диапазоне ее применения. К сожалению, определение цвета зубов с помощью стандартной шкалы оттенков (визуальных технологий) не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны (мультихромны). Цифровые технологии определения цвета естественных зубов, в отличие от визуальных технологий, не зависят от субъективного мнения доктора и цветовых оттенков окружающей среды. Суть этих технологий заключается в объективном компьютерном анализе изображения, полученного при идеальных оптических условиях, затем на его основе составляется качественная карта оттенков зуба с указанием прозрачности.

СПЕКТРОМЕТР SHADEPILOT (DEGUDENT)

Спектрометр Shadepilot фирмы DeguDent представляет возможность существенно повысить точность определения цвета, объективность получаемой информации и исключить влияние субъективных факторов на результаты работы. По мнению специалистов фирмы DeguDent, в будущем определение цвета станет исключительно цифровым. Shadepilot сочетает в себе различные цифровые возможности: изготовление снимков высокого качества и их цифровая обработка, большое разнообразие дополнительных опций, простота применения. С его помощью можно оценивать все основные параметры цвета: оттенки, яркость, насыщенность и прозрачность. Позволяет точно анализировать спектральный состав цвета. Результаты анализа не зависят от типа осветительных приборов, установленных в помещении, и других условий освещения.

ПРИБОР SHADESCAN (CYNOVAD)

Прибор ShadeScan фирмы CYNOVAD позволяет получить полный комплекс информации о цвете зуба. Принцип действия основан на цветовом анализе цифровых фотографий. Прибор позволяет оценить все важнейшие параметры цвета зуба: оттенки (в соответствии с различными палитрами), интенсивность, яркость и прозрачность, а также его форму. В основу методики измерения положен принцип искусственного зрения, который, согласно данным производителя, максимально приближен к механизму цветового восприятия человека. Благодаря интегрированному источнику света, результаты измерений не зависят от внешних условий освещения, что значительно повышает их объективность. В принципе, использование этого прибора позволяет осуществлять правильный выбор цвета без прямого контакта пациента и зубного техника. Кроме того, возможность хранения данных на флеш-карте значительно облегчает обмен информацией между клиникой и зуботехнической лабораторией.

ПРИБОР SHADEEYENCC (SHOFUDENTAL)

Прибор ShadeEyeNCC фирмы ShofuDental определяет точный состав цвета и адаптирует полученные результаты к палитрам 5 стандартных цветовых систем. Встроенная память рассчитана на хранение до 100 протоколов измерений, благодаря чему этот прибор можно использовать в качестве мобильного измерительного центра. С помощью инфракрасного порта полученные результаты легко передаются на ПК, с которого их можно сохранить на любой носитель информации и переслать по электронной почте. Программное обеспечение дополняет и расширяет собственные возможности измерительного прибора. С его помощью можно создать объемную цветовую картину естественного зуба, состоящую из 256 оттенков.

ПРИБОР VITA EASYSHADE (VITA ZAHNFABRIK)

Прибор VITA Easyshade представляет собой спектрофотометр для внутриорального применения и определения цвета по cистеме VITA Classical и VITA 3D-Master, поэтому его лучше использовать для подбора цвета реставраций, изготавливаемых из широкого ассортимента керамических материалов фирмы VITA. В рабочую часть встроен специальный оптоволоконный зонд для освещения и регистрации цвета зубов, несколько спектрометров и один микропроцессор для связи с электронным блоком (рис. 5).

Рис. 5

ПРИБОР SMILE LITE (SMILE LINE)

Вдохновленная работами известных лекторов и клиницистов, среди них L. Vanini (1996) и S. Papazoglou (2016), совместно с командой Styleitaliano (группа увлеченных исследователей и клиницистов – www.styleitaliano.org) компания Smile Line выпустила специальный поляризующий фильтр, нейтрализующий окружающее искусственное и естественное освещение (рис. 6).

Рис. 6

Также за счет нейтрализации освещения с поверхности зубов частично исчезает блеск, и процесс определения цвета значительно упрощается. Температура света прибора 5500°К, что соответствует естественному дневному свету. Помимо прибора SMILE LITE компания Smile Line предлагает свой новый революционный девайс Smile Line MDP, позволяющий делать отличные профессиональные дентальные снимки прямо со своего смартфона. Smile Lite MDP, который можно назвать «мини-фотостудией», прошел три года разработок и тестов (рис. 7–8).

Рис. 7

Рис. 8

Девайс оснащен тремя группами светодиодов. Каждая из этих групп производит свое индивидуальное освещение, а у вас есть возможность регулировать мощность освещения с помощью диммера (предусмотрено четыре разных уровня мощности). Задняя крышка Smile Lite MDP оборудована универсальным адаптером, совместимым с любыми смартфонами шириной 55–58 мм. Определение цвета в современной стоматологии является важной задачей, решение которой направлено на восстановление эстетического вида всей полости рта, улучшение внешнего облика пациента, и, кроме того, возможно, будет способствовать улучшению общего состояния здоровья за счет обретения им чувства уверенности в себе. Определение цвета достаточно трудоемкий и сложный процесс, требующий от врача-стоматолога профессионализма и тщательного соблюдения правил определения цвета с целью максимального исключения неточностей. Тем не менее, автоматизированный метод не может заместить традиционные способы. Цифровые технологии определения цвета естественных зубов должны быть обязательным элементом в дополнение к визуальной оценке.

Какой цвет зубов выбрать при протезировании?

Природный цвет — молочно-белый, немного просвечивает. Если зубы белоснежные — вмешался стоматолог, таких тонов нет от рождения. Оттенок зависит от дентина и эмали. В юные годы у человека эмалевый слой прочнее. Зубной ряд выглядит белее, если слой эмали плотный и не пропускает свет. Этого добиваются, убрав неровности.

С возрастом зубы стачиваются, поверхность ровнеет, свет проходит легче, что делает образ тусклее. Эмаль становится коричневой, желтой, черной или серой. Разные части строения разного окраса. Сверху преобладает светлый оттенок, снизу — темный. Но у каждого человека свой натуральный тон — нормальное явление.

Автор статьи: Широков Иван Юрьевич

Как выглядят натуральные зубы?

Врожденный цвет зависит от:

  • генетического фактора;
  • среды обитания человека;
  • окраса кожи, расы.

Есть устоявшееся мнение, что у чернокожих людей белоснежная улыбка. Это заблуждение, оптическая иллюзия. Их улыбки на темном фоне кожи кажутся ярче. Если сравнить челюсти афроамериканца и славянина — результат одинаковый. Этот феномен встречают у загорелых людей. Если человек полежит на солнце хотя бы час — этого хватит для преображения улыбки.

Как определяют цвет зубов?

Стоматологи определяют его по одному принципу. Существует шкала Вита, которая разделяет разновидности по оттеночному ряду:

  • коричневый;
  • серый;
  • желтый;
  • красный.

Белого нет: это ненатуральное явление, созданное технологиями.

Степени оттенков разделяют на 4 порядковых уровня. Отметки «0» на таблице нет. Латинская буква «А» — красно-коричневая гамма. Чем цифра в индексе выше, тем эмаль темнее:

  • светлые зубы — «А1»;
  • темнее — «А2»;
  • еще темнее — «А3»;
  • совсем темные — «А4».

Желтый — латинская «В». Идет градация от 1 до 4. Серому оттенку присущи индексы «С1», «С2» и далее по списку. Красно-серую поверхность по шкале Вита обозначают латинской буквой «D».

Как выбрать цвет?

Если пациент собирается самостоятельно выбрать тон, учитывают условия, которые влияют на визуальную составляющую:

  1. Оттенки кожи. Чем кожа смуглее, тем зубные кости выглядят белее.
  2. Волосы. Как с кожей. У брюнетов улыбка кажется светлее, чем у блондинов.
  3. Белки глаз. Если они тусклее зоны улыбки, это смотрится ненатурально и чересчур выделяется при раскрытии рта.
  4. Материал, из которого изготовляют зубную конструкцию. Пластиковые материалы имеют отличие от металлокерамики, даже при одинаковом индексе на шкале Вита.

Изменения в освещении, потускнения искажают восприятие цветов. Стены в клинике и одежда стоматолога, пациента должны быть нейтрального оттенка. Женщинам советуют смыть губную помаду. Иногда убирают остальную косметику.

Где сделать протезирование?

Многие клиники предоставляют услуги по частичному или полному протезированию. Находят врачей по отзывам. Обращайтесь в клинику, которая доказала профессионализм опытом и работами.

Врач, знающий свое дело, не успокоится, пока не доведет улыбку до совершенства. Важно оснащение клиники. Оборудование в руках опытного доктора творит чудеса. Вы получите то, чего ожидали.

Что касается цены — зависит от случая. Цены колеблются от 1700 рублей за простые коронки до 30000 — за люминиры или виниры. Процедура обойдется в 21000 за штуку.

Серые границы реставраций: 4 ошибки, которые стоит избегать

Эта серая линия все еще видна. Моя реставрация заметна. Что можно сделать, если реставрации передних зубов привели к неэстетическим результатам?

Выполняя несколько несложных действий, можно изменить стиль ежедневных стоматологических манипуляций. Эти действия не являются тщательно разработанными методиками и не усложняют работу, напротив, они абсолютно просты. Единственное требование – это постоянство применения.

Изображение 1 – При работе с композитами часто приходится замечать серый оттенок реставрации. Каждый композит характеризуется различным оптическим поведением, но, обобщая, можно сказать, что при увеличении толщины эмалевого слоя реставрация на самом деле приобретает серый цвет.

Изображение 2 – На изображении представлены три стакана, внутри каждого из них находится еще по одному стакану. На первом снимке хорошо видны оба стаканы. На третьем снимке внутри также есть стакан, но между ними материал, который делает внутренний стакан оптически незаметным. Этот световой эффект возникает при равных показателях преломления и отражения. При разработке реставрационных материалов исследователи стараются добиться такого же эффекта прохождения света, как и в естественном зубе. Показатель преломления показывает, как и в каком направлении свет пройдет через объект. Прохождение света через естественную эмаль очень эффектно, так как он многократно преломляется и отражается. В композитах такое воздействие обычно менее выражено.

Изображение 3 – Получая серую реставрацию, стоматологи могут принять решение воспользоваться более светлой эмалевой массой. Однако при добавлении белого к композитной массе она становится более опаковой. Это не самый подходящий вариант, так как нам нужна прозрачная эмаль, позволяющая видеть цвет дентина и эффекты под эмалевым слоем. Для получения хорошей оптической интеграции мы должны воспроизводить эмалевый слой меньшей толщины, чем естественная эмаль. Это единственный способ сделать два совершенно различных материала похожими. Наиболее часто распространены следующие 4 ошибки.

Ошибка 1 – Использование оттенков шкалы Vita в качестве окончательного ориентира.

Возьмите шкалу оттенков Vita и сравните их с композитами из шприцев с теми же оттенками на этикетках. У меня была возможность общаться со стоматологами со всего мира, и я заметила, что при выборе цвета для прямой реставрации чаще всего используется шкала Vita . Что получается, когда вы подбираете оттенок А3 по шкале Vita , а затем берете шприц А3 из системы композитов, которая имеется у вас в наличии на данный момент? Более чем уверена, что вы совершаете ошибку. (1,2)

Ошибка 2 – Заблуждение, что композиты разных производителей будут выглядеть одинаково.

Композит цвета А3 одного производителя совершенно отличается от композита того же цвета другого производителя. На этом изображении показаны 8 шприцев с указанным на этикетке дентинным оттенком А3. Разные фирмы, одинаковое название и разные свойства. Различные оттенки, насыщенность цвета и опаковость. Невозможно прогнозировать результат, если вы думаете, что все композиты оттенка А3 одинаковы.

Читать еще:  Диагностика в стоматологии с помощью панорамного снимка зубов

Ошибка 3 – Невнимательное отношение к границам полости.

Острые края должны быть сглажены и заполированы. Попытка сделать реставрацию на острых краях, таких как на этом изображении, скорее всего, приведет к эстетической неудаче.

Изображение 7 – Для маскировки границ реставрации следует формировать широкий скос (от 1,5 до 2 мм).

Изображение 8 – Полировку краем можно выполнять абразивными дисками, резиновыми полирами или многолопастными борами.

Ошибка 4 – Игнорирование толщины эмали.

Проблема заключается в следующем: некоторые стоматологи даже не знают, какую толщину эмалевого слоя они создают. Для получения правильного цвета крайне важно воспроизвести точную толщину эмали. На изображении показаны композитные диски с разной толщиной эмали для наглядного изучения поведения композита. Подготовленные диски выполнены из композитов разных производителей. В целом, эффект эмали толщиной 0,3 мм на дентине почти незаметен, а толщина 0,5 мм – самый подходящий выбор, так как при этом дентин несколько перекрывается, но без снижения насыщенности цвета. Толщина эмали 0,7 мм слишком велика и делает реставрацию серой. При использовании 0,9-1 мм эмали дентин маскируется и теряет свой цвет.

Изображение 10 – Ключевым фактором является контролирование толщины эмали. (3,4,5)

Изображение 11 – Для определения идеальной толщины эмали (0,5 мм) мы обычно используем инструмент Misura из набора LM Arte.

Изображение 12 – Обратная сторона полезна при работе в узких областях или в пришеечной зоне, где не проходит кончик зонда.

Изображение 13 – Перелом IV класса. После проведения рентгенологического обследования цвет был выбран на основе индивидуальной шкалы оттенков. (6)

Изображение 14 – Изоляция и препарирование полости.

Изображение 15 – Построение проксимальной и небной стенок. После этого можно наносить и калибровать дентин.

Изображение 16 – С помощью небольшого количества А1 дентина создан эффект гало.

Изображение 17 – Вид после нанесения эмалевого слоя.

Изображение 18 – Картина после регидратации. В некоторых ситуациях результат не совершенен, но в большинстве случаев эстетика реставрации удовлетворяет ожидания врача и пациента.

Изображение 19 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 20 – Для маскировки краев я работала по описанному выше протоколу. Важно использовать индивидуальную шкалу оттенков для выбора цвета реставрации, сформировать скос, провести шлифовку и полировку краев полости и контролировать толщину эмалевого слоя.

Изображение 21 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 22 – При работе с реставрациями передних зубов в каждом клиническом случае необходимо следовать тем же самым протоколом.

Изображение 23 – Перелом IV класса и старая реставрация.

Изображение 24 – Изоляция.

Изображение 25 – Этап полировки.

Изображение 26 – Использование такой же концепции другими докторами (представлен клинический случай доктора Walter Devoto) позволяет получить предсказуемые результаты в повседневной практике.

Заключение

Помните о следующих моментах:

  • Шкала оттенков V ita – это не то же самое, что вы получите на своем материале.
  • Композиты разных производителей имеют разный цвет и опаковость.
  • Края полости должны быть скошены и тщательно очищены.
  • Толщина эмалевого слоя должна быть 0,5 мм или очень близка к этому значению.

Частота проблем с границами реставраций в передних зубах будет значительно уменьшаться без модного оборудования и сложных методов работы.

Перевод выполнен специально для форума Stomatologija . su . Пожалуйста, при копировании материала, не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Цвет зубов: от каких факторов зависит, какие бывают оттенки по шкале Вита?

Голливудская улыбка – щедрый дар природы, которому можно позавидовать. Но этих счастливчиков очень мало. Большая часть людей предъявляют претензии к зубам, особенно к их естественному оттенку, который, к слову, крайне редко бывает белым.

Если вы видите у человека идеальные светлые зубы, возможно, они кажутся таковыми из-за смуглой кожи или были отбелены в стоматологическом кабинете.

Мечта иметь красивые белые зубы объяснима, ведь улыбка – это визитная карточка каждого человека. Профессиональное отбеливание зубов позволяет добиться их желаемого оттенка. Существует несколько методов отбеливания, позволяющих осветлить зубы на 2-3 тона:

  • химические способы (в т.ч., домашние);
  • лазерное отбеливание;
  • фотоотбеливание;
  • система Air Flow;
  • ультразвуковая чистка.

Расскажем, что такое шкала Вита и какие факторы влияют на оттенок зубов.

Что такое шкала Вита

Цвет эмали зубов значительно варьируется у каждого человека. Тот же белый цвет имеет множество оттенков. При установке пломбы врач подбирает материал по шкале Вита: эталону для максимально точного выбора тональности, соответствующей естественному цвету зубов пациента.

Шкала Vita (Вита, Vitascale) – это стандарт оттенков зрительного восприятия цвета зубов в виде палитры с образцами из пластика или картона.

В шкале Вита цвета сгруппированы в 4 больших группы со следующими обозначениями:

  • красно-коричневые – А;
  • желто-красные – В;
  • серые – С;
  • серовато-красноватые – Д.

В каждой группе выделены подгруппы оттенков от 1 до 4. Но это все – оттенки белого цвета со своей индивидуальной изюминкой. Так, самый белый цвет зубов по шкале – это А1, самый темный – это Д4.

Когда пользуются шкалой Вита?

  • При установке светоотверждающей пломбы принципиальный момент – максимально точно выбрать оттенок материала, особенно при пломбировке на передних зубах.
  • При микропротезировании и классическом протезировании стоматолог подбирает цвет протезов при помощи шкалы Вита.
  • При отбеливании зубов желаемый оттенок также подбирается по шкале Вита. Зубы должны быть белыми и при этом не выглядеть искусственно.

Сначала стоматолог определяется с группой, а затем – с подгруппой цвета.

От каких факторов зависит цвет зубов?

У каждого человека – свой индивидуальный цвет зубов.

  • Идеальный белый цвет характерен для молочных зубов: эмаль в них тонкая, поэтому и кажется светлее.
  • Серый тон. Характерен для депульпированных зубов (лишенных нерва). Осветлить их можно только при помощи эндоотбеливания, после которого ставят новые пломбы. Также такой оттенок характерен для флюороза.

Желтый тон. Самый часто встречающийся оттенок, связанный или с наследственными факторами, или с тонкой эмалью, сквозь которую просвечивает дентин. Также зубы желтеют с возрастом: это естественный процесс за счет истончения эмали.

У курильщиков зубы желтеют сильнее, чем у некурящих людей.

  • Коричневатый тон. Может быть связан с возрастными изменениями эмали. У молодых людей – как следствие присутствия в пище красящих продуктов. Тетрациклиновые антибиотики также приводят к потемнению эмали (серо-коричневый оттенок).

К изменению оттенка зубов нередко приводят заболевания внутренних органов (желудка, кишечника, поджелудочной железы). Со временем меняют цвет и старые пломбы, поэтому стоматолог может порекомендовать поменять их, чтобы улучшить эстетику. Плохая гигиена также является причиной изменения цвета зубов. Некачественная чистка – причина отложения зубного налета и камня, устранить который можно только в кабинете стоматолога.

Как улучить цвет зубов?

Естественный цвет зубов у человека даже при отсутствии заболеваний и отягощающих факторов редко бывает совершенным. Современная стоматология предлагает много методов, позволяющих улучшить цвет эмали зубов по шкале Вита.

  • офисное отбеливание: система Opalescence и другие;
  • ультразвуковая чистка зубов;
  • лазерное отбеливание зубов;
  • установка микропротезов: виниров или люминиров.

Какой метод походит в вашем случае и какого цвета должны быть зубы с учетом пожеланий к расцветке зубов по шкале Vita, может определить только врач-стоматолог. Если вас не устраивает цвет зубов, приходите в стоматологию «Зубная Фея»: подберем оптимальный метод коррекции! Мы заботимся о здоровье своих клиентов! В нашей клинике проводится весь комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации!

Как выбрать цвет виниров?

Времена, когда виниры ассоциировались исключительно с «фаянсовой» улыбкой эпатажных звезд шоу-бизнеса, давно прошли. Цвета виниров настолько разнообразны, что с ними можно добиться красивого и естественного оттенка зубов — разумеется, с помощью грамотного специалиста эстетической стоматологии. Разбираемся вместе со Startsmile, как выбрать цвет виниров и остаться довольным результатами протезирования.

Содержание статьи

  • Как определяется цвет виниров?
  • Самые популярные цвета керамических виниров
  • Цвет зубов «блич» — голливудская улыбка
  • Цвета виниров из керамики Emax
  • Какой цвет виниров выбрать?

Виниры — тонкие накладки преимущественно из керамики, которые устанавливают на переднюю поверхность зуба и режущий край. Их используют, чтобы исправить неправильную форму, скрыть сколы и трещины, устранить избыточные промежутки. Но наиболее частая причина, по которой пациенты решаются на установку этих миниатюрных протезов, — желание придать зубам более светлый и ровный оттенок. Химическое отбеливание не всегда дает нужный эффект и требует регулярного повторения, а виниры решают эстетические проблемы в комплексе и надолго.

Как определяется цвет виниров?

Для выбора окраса керамических микропротезов стоматологи используют специальную шкалу под названием Vita. Она включает в себя:

  • 16 натуральных оттенков;
  • 4 ультрабелых, которых практически не существует в природе, — Bleach.

Таким образом, можно выбрать подходящий цвет из целых 20 вариантов. Если пациенту необходимо сделать всего несколько реставраций, то оттенок виниров должен соответствовать цвету соседних зубов. Однако если микропротезы ставят на всю область улыбки, то пациент волен выбирать любой понравившийся цвет, опираясь на свои представления о красоте и рекомендации врача.

Виниры натурального цвета по шкале Vita представлены в виде четырех блоков в соответствии с подтоном эмали:

  • А — красно-коричневый;
  • В — желто-красный;
  • С — серый;
  • D — серо-красный.

Не нужно пугаться: подобная классификация вовсе не означает, что выбранный образец будет красным или серым. Разницу между тоном керамических виниров увидит только специалист, для пациентов они выглядят примерно одинаково — как обычные натуральные зубы.

В каждом из четырех блоков находится по четыре оттенка, сгруппированных по яркости: от самых светлых до самых темных. Они обозначаются цифрами 1, 2, 3 и 4. Соответственно, все цвета зубов по шкале «Вита» имеют свой буквенный и цифровой номер — например, а2 или b1.

Самые популярные цвета керамических виниров

Стандарт красивой улыбки — ровные светлые зубы, которые при этом выглядят натурально. Эстетическая стоматология помогает добиться именно такого эффекта, поэтому неудивительно, что самыми востребованными оттенками по шкале Vita считаются первые номера в тональности A и B.

Пациентов, которые хотят естественные виниры, цвет a1 (фото) привлекает чаще всего. Это светлый жемчужный оттенок, близкий по яркости к гамме «Блич», но без искусственной белизны. Такой цвет освежает и без преувеличения омолаживает, ведь, как мы знаем, в юности наши зубы выглядят намного белее.

Цвет зубов а2 немного темнее, но отличить такие виниры от натуральних зубов сможет только врач — окружающие будут уверены, что ваша улыбка такая красивая от природы.

Еще один любимый у многих цвет зубов — b1. Он такой же светлый и яркий, как a1, но имеет другую тональность, которая для определенных оттенков кожи будет предпочтительнее.

Цвет зубов «блич» — голливудская улыбка

Как бы ни ценилась естественная красота, многие пациенты мечтают об ослепительно белой улыбке, как у звезд кино. Для таких случаев в палитре Vita предусмотрены четыре белоснежных оттенка «Блич» (Bleach), которых не существует в природе.

Bleach 1 и Bleach 2 — яркая белая эмаль практически без желтого пигмента. Подобные оттенки ассоциируются с эпатажем и могут выгодно смотреться разве что на сцене, в свете софитов и на фоне яркого макияжа. В оттенках Bleach 3 и Bleach 4 появляется небольшой процент желтого пигмента, однако они все равно остаются за пределами натуральной палитры.

Цвет «блич» керамических виниров смотрится более уместно на темной коже. Обладателям североевропейской внешности лучше отдать предпочтение естественным оттенкам a1 и b1 — они такие же светлые, но смотрятся более органично.

Цвета виниров из керамики Emax

Микропротезы из стеклокерамики Emax отличаются от обычных керамических виниров технологией изготовления. Соответственно, для накладок этого вида существует отдельная цветовая шкала — Vita 3D-Master. Здесь используются не два, а три параметра выбора цвета.

  1. Яркость — от 1 до 5.
  2. Тональность — L (более желтый) и R (более красный).
  3. Насыщенность — от M1 до M3.

Чтобы определить оттенок будущего винира, врач сначала определяет его яркость, двигаясь от самых темных к самым светлым, затем выбирает уровень интенсивности M и в последнюю очередь — тональность L или R. Коды цветов палитры Vita 3D-Master состоят из трех символов — например, 3M2.

Какой цвет виниров выбрать?

Найти подходящий оттенок для реставраций поможет врач, в идеале — в паре с зубным техником.

Если нужно восстановить эстетику отдельных зубов, цвет накладок подбирается в соответствии с оттенком «соседей». До установки виниров вам могут порекомендовать процедуру отбеливания, чтобы сделать зубы на 1-2 тона белее и выбрать более светлые виниры. С помощью палитры врач определяет цвет каждой реставрации отдельно, поскольку центральные резцы, боковые резцы и клыки от природы имеют разные окрас и степень яркости.

Если речь идет об установке виниров на все зубы, то для выбора оттенка действуют определенные правила.

В некоторых клиниках вам предложат смоделировать зубной ряд в специальной программе, например, Digital Smile Design, чтобы посмотреть на результат с разными оттенками виниров. Также можно заказать примерку накладок перед установкой и убедиться в правильности выбора. Ведь самое главное — чувствовать себя уверенно, радоваться своей новой улыбке и прекрасно выглядеть на фото.

Шкала цвета при реставрации зубов

Если Вы думаете, что «нормальный» цвет зубов – белоснежный, Вы ошибаетесь. Люди рождаются с разными зубами, и далеко не всегда они жемчужно-белые. Для определения цвета зубов стоматологи разработали специальную шкалу, которую назвали шкалой Вита.

Что такое шкала Вита

Цвет эмали зубов варьируется значительно. У белого – множество промежуточных оттенков. Когда стоматолог устанавливает пломбу, он выбирает пломбировочный материал, взяв в помощь шкалу Вита. Это эталон, который позволяет подобрать оттенок, максимально соответствующий природному цвету зубов пациента.

Шкала Вита представляет собой цвета, собранные в 4 больших группы. Для удобства использования стоматологи придали им буквенные обозначения:

  • А – это красно-коричневые оттенки;
  • В – желто-красные;
  • С – все оттенки серого;
  • Д – серовато-красноватые.

Звучит страшновато? Вы переживаете, что если врач выбирает из группы А, это значит, будто ваши зубы обрели красный оттенок? На самом деле все эти цвета – белые, просто не кипенно-белые, а с собственной изюминкой.

Для чего применяют шкалу Вита

Когда нужно установить светоотверждающую пломбу. Особенно важно правильно угадать с оттенком на передних зубах: если врач возьмет слишком белый материал, то зуб будет выглядеть неестественно, отличаться от своих «соседей».

Кроме того, шкала используется при протезировании. И при микропротезировании, когда нужно наложить на зубы виниры, и при изготовлении коронок, и при установке целого протеза вместо зуба, которого пациент лишился, — во всех этих случаях стоматолог измеряет цвет при помощи шкалы Вита.

Как врач определяет цвет

Стоматолог берет шкалу (она может быть выполнена из бумаги или полимеров) и подносит к зубному ряду пациента.

Если ваши здоровые зубы имеют от природы сероватый оттенок, врач выберет группу С и далее начнет работать уже с ней. В каждой группе есть свои подгруппы, то есть оттенки разной степени яркости. Их также 4. В рассматриваемой нами группе С самая «незаметная» яркость будет у оттенка С4, самая же «мощная» — у С1.

Изучив особенности цвета зубов пациента, стоматолог определяется с цветовой гаммой пломбы либо материала, который будет использоваться для протезирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector