Cvm51.ru

Медицина и Образование
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финишная обработка реставрации зуба

Простой путь в починке сколов композитных и керамических реставраций.

Замена изношенных реставраций составляет около половины процедур во всей клинической практике стоматологов многих стран. Это неудивительно, потому что каждодневно реставрации могут быть подвержены стираемости, пигментациям, сколам, а на границе «реставрация-зуб» может возникать вторичный кариес. Однако, иногда в своей практике мы сталкиваемся со сколами композитных или керамических реставраций в области режущего края, хотя при этом вся конструкция еще не утратила свой внешний вид, пациента всё вроде бы устраивает, и он не всегда готов к ее полной замене. В такой ситуации нашей задачей является только устранение дефекта, иными словами, починка реставрации. Эффективная починка реставраций может сильно повлиять на срок их службы и сохранение целостности зубов пациента. Но, зачастую, в связи с отсутствием понимания стоматологом четкого протокола починки, начатый однажды «ремонт» прослужившей некоторое время реставрации может приводить к регулярным повторным визитам пациента с той же проблемой. В некоторых случаях уже сразу после окончания работы стоматолог видит «шов» между старым и новым композитом.

В этой статье мы обсудим тактику действий и протоколы работы при сколах композитных и керамических реставраций в области режущего края резцов на клинических примерах.

Клинический пример №1.

Пациентка А. обратилась в клинику с целью лечения. Около 5 лет назад ей были проведены реставрации передних зубов композитным материалом, но совсем недавно из-за случайной травмы произошел скол части композита на центральном резце слева. (Рис. 1)

Определение цвета реставрации проводилось по цветовой шкале Vitapan Clasic с целью выбора подходящего для починки оттенка композита. В идеале, если реставрация была проведена ранее тем же врачом-стоматологом, он может посмотреть использованные в ней оттенки композитного материала в карточке пациента.

В данном клиническом случае мы выбрали оттенок А3, прозрачности body от Filtek Ultimate, т.к. он не даст избыточной серости и позволит максимально эстетично восстановить дефект.

Обязательным условием починки является эффективная очистка зубов от биопленки, поэтому в данной ситуации мы провели соответствующую процедуру с использованием порошка глицина Glycine Prophy Powder (3M ESPE). После чего бором предварительно были удалены все острые края в области скола. (Рис. 2) Для возникновения ретенции свежего композита к ранее использованному необходимо создать достаточную по ширине шероховатую зону на поверхности реставрации. Для этого предпочтительно применение пескостуйного аппарата с порошком оксида алюминия размером частиц 50 мкм, либо, при его отсутствии, бора с алмазными частицами среднего размера. Финально, область границы композитных материалов полировалась полировочной головкой до гладкости.

После этого отпрепарированная зона промыта водой, и на нее нанесен 37,5% гель ортофосфорной кислоты на 30 секунд. (Рис. 3) Цель нанесения геля – получение химически чистой поверхности композита.

После смывания геля используется адгезивная система. При выборе адгезивной системы мы остановились на Single bond Universal с MDP мономером и силаном в составе. Дело в том, что MDP мономер обеспечивает химическое сцепление с композитами, оксидом циркония, оксидом алюминия и металлами. Входящий в состав адгезива силан (на основе запатентованной силановой технологии 3M ESPE) обеспечивает химическое сцепление со стеклокерамическими поверхностям без использования отдельного керамического праймера, что делает данную адгезивную систему максимально подходящей для восстановления изношенных реставраций. Адгезив нанесен на поверхность активно в течении 20 секунд (Рис. 4), после чего подсушен до получения равномерной пленки и полимеризован по 10 секунд вестибулярно и со стороны резцового края зуба. (Рис. 5)

Для наилучшей адаптации новой порции композита использован жидкий композитный материал Filtek Ultimate Flowable оттенка, соответствующего оттенку реставрации (А3), который нанесен с помощью кисти на всю подготовленную поверхность реставрации и полимеризован в течение 20 секунд. (Рис. 6)

Затем композитный материал Filtek Ultimate body А3 внесен и отмоделирован с помощью моделировочных инструментов. Поверхность композита разглажена кистью, смоченной в моделировочной смоле. Гладкость перехода между старым и новым материалом также обеспечена кистью. (Рис. 7-9)

В процессе починки композитный материал допустимо вносить одной или несколькими порциями, толщиной не более 2-х мм, т.к. небольшая толщина композита — это необходимое условие для его полноценной полимеризации, которую для каждого слоя рекомендуется проводить не менее 20 секунд. (Рис. 10) Заметим, что есть и определенное условие для максимальной функциональности реставрации: толщина использованного композитного материала не должна быть меньше 2мм, т.к. именно слой композита такой толщины обеспечит возможность ее сопротивления жевательной нагрузке.

После окончания реставрации проведена финишная обработка, для этого использовались боры с алмазным зерном малого размера (40 мкм), ультратонкие и спиральные диски Soflex до достижения сухого блеска. (Рис. 11-12)

Как показывает опыт большого числа стоматологов, клиническая выживаемость подобных починок реставраций составляет более трех лет.

Если с помощью правильной техники реставрации и использования адгезива с MDP мономером нам удалось достичь таких отличных показателей клинической службы починок композитных реставраций, то как обстоят дела с реставрацией керамики? Говоря о стеклокерамике, можно утверждать, что ее реставрация композитом – это простой и понятный протокол, в котором для обработки керамической поверхности используется 9% плавиковая кислота (экспозиция 90 секунд), помимо этого, протокол починки реставрации ничем не отличается от починки композита.

Более сложно обстоят дела с металлокерамическими конструкциями. Сколы металлокерамики до каркаса не редкость, однако их реставрация композитом дело довольно трудоемкое и непредсказуемое.

Рассмотрим один из вариантов починки металлокерамической реставрации на примере клинического случая.

Клинический пример №2.

Пациентка К. обратилась в клинику в связи со сколом значительной части металлокерамической реставрации на центральном резце слева. (Рис. 13) Пациентка не была готова на полную замену конструкции, в связи с этим принято решение о ее починке.

Определение цвета реставрации проводилось по цветовой шкале Vitapan Clasic с целью выбора подходящего для починки оттенка композитного материала. В данном клиническом случае, мы также остановили свой выбор на материале Filtek Ultimate. Для реставрации будет использован оттенок А4 прозрачности body.

Первым этапом была создана шероховатость поверхности керамики, для этого использовался бор со средней величиной алмазного зерна. (Рис. 14) Затем на керамическую поверхность нанесена 9% плавиковая кислота и выдержана в течение 90 секунд (Рис. 15), после чего смыта большим количеством воды. После полного смывания плавиковой кислоты и высушивания поверхность керамики приобретает меловидный оттенок. (Рис. 16)

Затем на подготовленную область активно, в течение 20 секунд, нанесен адгезив Single bond Universal с MDP мономером и силаном в составе. (Рис. 17) После подсушивания адгезив полимеризован в течение 20 секунд. В качестве адаптивного слоя кисточкой нанесен жидкотекучий композитный материал Filtek Ultimate Flowable оттенка А4 и полимеризован в течение 20 секунд.

Дефект коронки восстановлен материалом Filtek Ultimate body А4. (Рис. 18-20)

После полной полимеризации композитного материала проведена его шлифовка и полировка.

Окончательный вид реставрации представлен на фото. (Рис. 21-22)

Результат – мы добились восстановления эстетики и продления службы металлокерамической конструкции.

Таким образом, используя в своей практике адгезивную систему Single Bond Universal с MDP мономером и реставрационный материал Filtek Ultimate, каждый специалист сможет обеспечить своим пациентам выход из неприятной ситуации и надолго вернуть эстетику улыбки, тем самым повысив их лояльность к себе.

Финишная обработка пломбы. Методичка

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

1-я КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

С. Н. Х РАМЧЕНКО , Л. А. К АЗЕКО

ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА РЕСТАВРАЦИЙ

Минск БГМУ 2010

УДК 616.314–008.4 (075.8) ББК 56.6 я 73

Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия 24.03.2010 г., протокол № 8

Р е ц е н з е н т ы: зав. каф. стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф. Т. Н. Терехова; зав. каф. общей стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, канд. мед. наук, доц. Н. А. Юдина

Х 89 Финишная обработка реставраций : учеб.-метод. пособие / С. Н. Храмченко, Л. А. Казеко. – Минск : БГМУ, 2010. – 28 с.

В издании подробно рассматриваются терминология, принципы классификация методов

и средств для финишной обработки реставраций, последовательно описаны отдельные этапы обработки пломб и условия применения разных инструментов и материалов.

Предназначено для студентов всех курсов стоматологического факультета, клинических ординаторов.

УДК 616.314–008.4 (075.8) ББК 56.6 я 73

Храмченко Сергей Николаевич Казеко Людмила Анатольевна

ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА РЕСТАВРАЦИЙ

Ответственная за выпуск Л. А. Казеко Редактор А. В. Михаленок Компьютерная верстка Н. М. Федорцовой

Подписано в печать 25.03.10. Формат 60×84/16. Бумага писчая «Снегурочка». Печать офсетная. Гарнитура «Times».

Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,24. Тираж 150 экз. Заказ 573.

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет».

ЛИ № 02330/0494330 от 16.03.2009. ЛП № 02330/0150484 от 25.02.2009.

Ул. Ленинградская, 6, 220006, Минск.

ã Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2010

Бурное развитие технологий в материаловедении, внедрение новых методик работы в клиническую практику значительно расширяют возможности стоматолога в устранении дефектов твердых тканей зубов [1, 3, 18]. Оценка качества работы стоматолога по восстановлению разрушенных тканей зуба проводится в конце по внешнему виду пломбы. Пациенты высоко оценивают красивую, рельефную и в то же время гладкую реставрацию. Считается, что основным фактором, определяющим свойства пломбы, является тип пломбировочного материала, поэтому промежуточным этапам получения качественной пломбы, как правило, уделяется меньше внимания [4, 6, 8, 14, 20, 22]. Как ни парадоксально, но именно на промежуточных этапах реставрации зубов в основном допускаются ошибки, которые приводят к неудачному исходу лечения либо значительно снижают качество пломб. Одним из таких промежуточных, а точнее завершающим этапом является финишная обработка пломб, их шлифовка и полировка. Анализ литературных источников показал, что ассортимент инструментов и материалов, предназначенных для обработки пломб огромен и постоянно увеличивается [5, 7, 13, 17]. Без соответствующей подготовки стоматологу достаточно сложно сделать выбор, а, как известно, даже пломба из самого лучшего материала без правильной обработки не будет качественной. Источниками проблем с окончательной обработкой пломб служат разногласия в терминологии, классификации, недостаток информации о составе, свойствах и методике использования разных инструментов и материалов [12, 15]. Мало внимания уделяется скоростным параметрам наконечников и инструментов, используемых для финишной обработки пломб. Все это определяет необходимость более детального освещения данной тематики.

Для четкого представления о назначении отдельных этапов финишной обработки реставраций, последовательности их проведения, а также адекватной оценки результатов врачу необходимо владеть терминологией в этой области [12, 15].

Финишная обработка (завершающая отделка) — придание плом-

бе формы и качества поверхности, максимально приближенных к анатомии, физиологии и эстетике собственных тканей зуба.

Методы финишной обработки — совокупность приемов использования разных средств для получения реставрации, подобной тканям зуба.

Средства финишной обработки — совокупность материалов и инструментов, позволяющих добиться высокого качества поверхности пломб.

Контуровка реставрации (contouring) — этап предварительной обработки пломбы, удаление грубых излишков материала, создание контуров и начальной анатомической формы реставрации.

Формирование (финирование) реставрации (finishing, shaping) —

этап получения окончательной анатомической формы реставрации, удаление локальных излишков материала, окклюзионная и проксимальная коррекция пломбы.

Полировка (polishing, glossing) — этап получения гладкой поверхности реставрации и имитации блеска собственных тканей зуба, сглаживание перехода пломба–зуб.

Суперполировка (superglossing) — заключительный этап финишной обработки для получения абсолютно гладкой (зеркальной, глянцевой) поверхности реставрации, повышающий эстетические свойства пломбы.

Финишные боры (финиры) — алмазные и твердосплавные боры разной формы низкой и очень низкой абразивности.

Полир — инструмент, состоящий из силиконовой головки разной формы, абразивности и мандрела хвостовика, металлического или пластикового.

Полировочный камень — инструмент, включающий цельную головку разной формы и абразивности из частиц оксида алюминия (Аl 2 O 3 ) и металлического мандрела.

Диски — круглые плоские инструменты из лавсана или полиэтилена разного диаметра с одно- и двусторонним абразивным покрытием, применяемые для обработки разных поверхностей зубов.

Мандрел (дискодержатель, хвостовик) — специальный металличе-

ский или пластиковый держатель абразивной части инструмента для финишной обработки. Соединение мандрела и абразивной части может быть съемным (диски, некоторые полиры, чашечки) и несъемным (щеточки, ряд полиров, полировочные камни).

Штрипсы — специальные органические полоски с абразивным покрытием разной ширины и степени абразивности, предназначенные для обработки контактных поверхностей зубов.

Полировочные пасты — специальные пастообразные смеси с разной степенью абразивности, предназначенные для финишной обработки пломб и/или полировки зубов при проведении профессиональной гигиены. В пастах используются, как правило, более мягкие мелкодисперсные абразивы (частицы SiO 2 , оксида циркония, алмаза, Аl 2 O 3 ). Полировочные пасты могут содержать активные компоненты, например, соединения фтора, ксилит.

Абразивный наполнитель — неорганические частицы разной формы (сферической, пластинчатой) и размера (1–25 мкм), содержащиеся в структуре инструментов для финишной обработки. В качестве абразива применяются углеродсодержащие соединения (алмаз, перлит и другие карбиды) и оксиды металлов (оксид алюминия).

Редукция — термин, обозначающий возможность уменьшения скорости вращения инструмента в угловом наконечнике с сохранением его рабочих свойств благодаря мощности вращающего момента. При финишной обработке пломб применяются угловые наконечники с редукцией от 2:1 до 16:1.

1 Ньютон (Newton, Н или N) — физическая величина в системе СИ, обозначающая силу, которая сообщает массе в 1 кг ускорение 1 м/с. В переводе на вес 1 Ньютон эквивалентен массе в 102 грамма (1 кг = 10 Н). Этот параметр учитывается при работе разными инструментами на этапе финишной обработки.

ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РЕСТАВРАЦИЙ

Как и любой другой стоматологический материал, средства для финишной обработки должны соответствовать общепринятым стандартам. Перечень научно-обоснованных требований к группе материалов, используемых для финишной обработки пломб [7]:

1) контролируемая абразивность (отсутствие или низкий риск повреждения здоровых тканей зуба при использовании);

2) безопасность (отсутствие или низкий риск перегрева тканей зуба при правильном режиме применения средств);

3) удобство в использовании;

4) достаточный ассортимент для обработки разных групп зубов

5) высокая скорость работы (минимальное количество этапов и инструментов);

6) экономичность (возможность повторного использования после стерилизации);

7) длительное сохранение блеска и гладкости поверхности пломбы.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДИК ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Разнообразие средств для обработки пломб требует систематизации их согласно технике их использования. Ниже представлены основные принципы классификации методик обработки пломб [3, 9, 12]:

1. По срокам проведения:

– отсроченная (в два посещения). 2. По спектру показаний:

– универсальная (для всех видов материалов);

– специализированная (для отдельных видов материалов). 3. По способу проведения:

4. По количеству используемых инструментов:

5. По типу обрабатываемой поверхности зуба:

– для гладких поверхностей;

– для рельефных поверхностей;

– для контактных поверхностей;

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Знания о свойствах, особенностях состава и условиях его использования способствуют оптимальному выбору средств достижения желаемого результата (гладкая и блестящая реставрация). Ниже приведены систематизированные данные о классификации материалов для финишной обработки пломб [7, 12, 17, 18]:

1. По назначению:

– для контуровки пломб;

– для формирования и полировки пломб;

– для сурерполировки пломб;

– для определения окклюзионных контактов;

– универсальные (многоцелевые). 2. По способу применения:

3. По форме выпуска:

4. По степени абразивности:

– очень грубые (extra coarse);

– минимально абразивные (extra fine).

5. По типу абразивности:

– фиксированная (постоянная) абразивность;

– меняющаяся (динамическая) абразивность. 6. По строению:

7. Виды маркировки:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РЕСТАВРАЦИЙ

Реставрация получается благодаря решению ряда задач:

1. Удаление с поверхности пломбы дисперсного (ингибированного кислородом) слоя, образующегося после полимеризации всех типов композиционных материалов. Это предупреждает окрашивание поверхности пломбы.

2. Сглаживание поверхности для снижения возможности ретенции зубного налета на поверхности пломбы.

3. Обеспечение плавного перехода на границе пломба–зуб для улучшения краевого прилегания и долговечности реставрации.

4. Получение гладкой блестящей поверхности пломбы для имитации оптических свойств твердых тканей зуба.

Пломбировочный материал высокого класса и большой ассортимент качественных средств обработки пломб сами по себе не гарантируют получение качественной реставрации. Поэтому важными условиями эффективной финишной обработки реставраций являются:

– оптимальные скоростные параметры работы для разных видов инструментов;

– этапность (последовательность) финишной обработки;

– адекватность увлажнения рабочего поля;

– оптимальная форма инструментов для разных поверхностей зубов;

– оптимальная абразивность применяемых инструментов.

СКОРОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТИПЫ НАКОНЕЧНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Все инструменты для обработки пломб, за исключением штрипс, требуют использования угловых и/или турбинных наконечников (BienAir, W&H, KaVo, NSK и др.). Стандартным движением для большинства инструментов является вращение по часовой стрелке с определенной скоростью. При этом содержащийся в инструментах или полировочной пасте абразив за счет контролируемого трения позволяет удалять излишки материала, сглаживать поверхность пломбы, добиваться блеска. В некоторых наконечниках, предназначенных для полирования контактных поверхностей зубов с помощью специальных насадок, предусмотрен другой тип движения инструмента — вертикальный возвратно-поступательный с большой или малой амплитудой (рис. 1).

Рис . 1 . Угловой наконечник с возвратно-поступательными движениями инструмента

Скорость вращения и сила давления на рабочую поверхность являются основными параметрами, от которых зависит конечный результат финишной обработки реставрации. Турбинные наконечники развивают скорость вращения от 350 000 до 450 000 об./мин. С турбинными наконечниками могут использоваться финишные алмазные и твердосплавные боры и полировочные камни. Сила давления на рабочий инструмент не должна быть большой (менее 1 Ньютона), так как чрезмерное давление приведет на такой скорости к резкому перегреву тканей зуба, растрескиванию поверхности пломбы, повреждению здоровой эмали. Все турбинные инструменты для финишной обработки требуют адекватного водяного охлаждения (в среднем 30–40 мл/мин).

Читать еще:  Преимущества имплантации с хроническим периодонтитом

Скорость угловых наконечников напрямую зависит от типа микромотора и коэффициента редукции. Пневматические микромоторы имеют минимальную скорость вращения от 2000 до 5000 оборотов и максимальную скорость — 20 000 оборотов. Для электрических микромоторов эти параметры составляют соответственно от 60 до 40 000 об./мин.

Рабочая скорость большинства финишных инструментов колеблется от 2000 до 10 000 оборотов, а в среднем составляет 5000 об./мин. При такой скорости наконечнику без редукции (1:1), как правило, не хватает вращающего момента (торка), что снижает эффективность обработки пломбы. Увеличение скорости приводит к тем же проблемам, что при работе с турбинными наконечниками. Для пневматических микромоторов оптимальной является редукция углового наконечника 4:1, для электрических микромоторов — 8:1. Максимальная скорость вращения инструмента в наконечнике составляет 5000 об./мин с мощным вращательным моментом. Финишная обработка на таких скоростях может проводиться с водяным охлаждением или без него в зависимости от типа инструмента.

ЭТАПЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Представления о финишной обработке пломб в виде этапов шлифовки и полировка не соответствуют современному положению вещей в этой области. Так как правильная последовательность обработки пломбы во многом определяет ее качество, ниже представлены основные этапы финишной обработки реставраций (рис. 2):

1. Контуровка пломбы (грубая начальная обработка) проводится инструментами с высокой абразивностью с помощью турбинных и угловых наконечников.

2. Формирование конечной анатомической формы пломбы (окклюзионная и проксимальная коррекция) проводится инструментами со стандартной абразивностью с помощью турбинных и угловых наконечников. Оценка окклюзионных взаимоотношений проводится с помощью специ-

альной артикуляционной бумаги, фольги, которые бывают одно- и двусторонние со специальной окраской (рис. 3).

Толщина артикуляционной бумаги колеблется от 40 до 200 мкм, что позволяет выявлять явные суперконтакты, а особо точная коррекция проводится с помощью фольги толщиной 8–12 мкм.

Рис . 2 . Общая схема финишной обработки пломб:

а — контуровка; б — формирование; в — полировка; г — суперполировка

Приемы Финишной Обработки Композитных Реставраций

Прямые реставрации принято воспринимать как метод не самого большого эстетического потенциала, так как в подавляющем большинстве случаев работы из композита имеют такие недостатки, как быстрая потеря блеска, наличие видимых оптических границ и неидеальных поверхностных переходов зуб — реставрация.

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal — Dent (Москва)

Качество блеска композитной реставрации можно держать на высоком уровне, соблюдая элементарные правила личной гигиены и периодически посещая стоматолога для дополнительных полировок. Избежать оптической неоднородности реставрации можно, четко придерживаясь рекомендованных правил работы с цветом, которые широко описаны во всевозможных учебных изданиях. Кроме того, для более точной оценки оптической структуры зубов существуют различные современные технологические приспособления: поляризационные фильтры, спектрофотометры и т. д. Однако создание однородных топографических границ без заметных поверхностных переходов зуба в реставрацию оказывается гораздо более сложной проблемой, чем все прочие.

Трудности создания незаметных топографических переходов особенно выражены в тех клинических случаях, когда требуется фрагментарное восстановление части зуба. При этом, делая реставрацию, нужно стараться как можно более точно воспроизвести натуральный микрорельеф эмалевой поверхности, не допустить ни избытка материала, ни его дефицита на границе перехода. Чтобы избежать подобных сложностей, многие доктора предпочитают перекрывать всю вестибулярную поверхность слоем композита или переходить на непрямые методики реставрации, например керамические виниры.

Проблема наличия заметных топографических границ может быть решена только на этапе финишной отделки реставрации. Эта процедура чрезвычайно важна и требует от доктора большой тщательности и правильного алгоритма выполнения манипуляций разными шлифовочными инструментами. К сожалению, этот аспект прямой композитной реставрации не находит достаточно подробного описания в учебной литературе. Отчасти это объясняется тем, что на рынке представлено много всевозможных полировочных систем разных производителей, и у каждой из них есть свои особенности и нюансы применения.

В данной статье описан клинический случай мини-инвазивной реставрации двух центральных резцов с подробным описанием модифицированного протокола финишной отделки.

Клинический случай

Исходная клиническая ситуация: дефекты 4-го класса на двух центральных резцах. Из анамнеза стало ясно, что данные дефекты имеют абфракционную природу и сформировались из-за того, что пациентка в течение долгого времени имела вредную привычку грызть карандаш (рис. 1).

Рис. 1. Исходная клиническая ситуация. Дефекты 4-го класса на двух центральных резцах.

Сложность данного клинического случая в том, что зубы имеют практически идеально ровную поверхность с минимальным микрорельефом. Создание незаметных переходов в таких условиях является задачей гораздо более сложной, чем воспроизведение рельефа на зубах с выраженной текстурой поверхности, где ее можно замаскировать рисунком перикиматий и прочих эмалевых формаций (рис. 2).

Рис. 2. Зубы имеют поверхность с минимальным микрорельефом.

Реставрация

Работа велась в методике силиконового ключа. Был сделан прямой мок-ап, проведены все окклюзионные и артикуляционные пробы и снят индекс из силиконовой массы (рис. 3).

Рис. 3. Работа велась в методике силиконового ключа.

Вид зубов после изоляции и препаровки. Объем препарирования твердых тканей был сведен к минимуму и ограничился лишь 0,3 мм по периметру дефекта с небольшим фальцем на вестибулярной поверхности (рис. 4).

Рис. 4. Вид зубов после изоляции и препаровки.

Нижняя треть двух центральных резцов была подвергнута пескоструйной обработке порошком оксида алюминия 27мкм. Этот прием позволяет увеличить площадь удельной поверхности зуба в 5—6 раз, что весьма положительно сказывается на силе адгезивного соединения (рис. 5).

Рис. 5. Зубы были подвергнуты пескоструйной обработке.

Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита (рис. 6).

Рис. 6. Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита.

Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита. Нужно стараться воспроизвести ткани зуба так, чтобы после моделирования форма зуба была максимально близка к той, которая требуется, без избытка материала. Для окончательного выравнивания контуров очень удобно пользоваться плоской художественной кистью (рис. 7).

Рис. 7. Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита.

Финишная обработка

Для более внятной визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом (рис. 8).

Рис. 8. Для визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом.

По обозначенному рисунку ведется осторожная обработка поверхности финишным алмазным бором (с красной полоской). Необходимо избегать контакта бора с эмалью (рис. 9).

Рис. 9. Обработка финишным алмазным бором (с красной полоской).

Обработка поверхности композита силиконовыми головками Enhance (имеющиеся аналоги: One Gloss, Shofu; Identoflex Composite Polishers, желтые формы, Kerr ). Интенсивность абразии этих инструментов можно изменять, дозируя давление на наконечник во время работы. Финиры средней абразивности обладают очень умеренным воздействием: их шлифовочной активности достаточно, чтобы снимать слои композита, но они совершенно безвредны для эмали. Именно с помощью этих финишных инструментов достигается выравнивание уровня материала по отношению к тканям зуба. Работа головками Enhance должна вестись без водного охлаждения, иначе визуальный контроль становится невозможным. Соответственно, следует сохранять осторожность и работать на низких оборотах, чтобы не допустить перегрева зуба. После использования головок Enhance поверхность композита должна обладать легким блеском и равномерной поперечной исчерченностью (рис. 10).

Рис. 10. Обработка поверхности головками Enhance.

Обработка поверхности композита полирами PoGo (имеющиеся аналоги: Identoflex Composite Polishers, серые формы, Kerr ). Эти полировочные головки придают текстуре материала идеальную форму и первичный сухой блеск. Учитывая исключительно маленькую степень абразии этих инструментов, плотность контакта их поверхности с тканями зуба значительно выше, чем у финиров, поэтому головки PoGo следует использовать без давления, прерывистыми движениями и с водным охлаждением (рис. 11).

Рис. 11. Обработка поверхности полирами PoGo.

Вслед за PoGo в данном протоколе финишной отделки предлагается использование зуботехнической войлочной нитяной щетки для прямого наконечника. Эти щетки выполняют роль промежуточного звена перед окончательной полировкой с помощью паст (рис. 12).

Рис. 12. Обработка зуботехнической войлочной нитяной щеткой.

Полировка композита с помощью пасты Prisma Glossextrafine (аналог: SHINYC , Enamelplus ). Пасты придают поверхности композита искрящийся сухой блеск (рис. 13).

Рис. 13. Полировка с помощью пасты Prisma Glossextrafine.

Вид через несколько дней после финишной отделки. После правильного и тщательного выполнения протокола финишной отделки всякие границы (как оптические, так и топографические) перестали быть заметны (рис. 1419).

Данный клинический случай демонстрирует, что правильный протокол финишной отделки имеет огромную важность для эстетической состоятельности реставрационного лечения. Очень важным условием правильного использования финиров и полиров является четкий визуальный контроль за поверхностью композита. Необходимо периодически смотреть на зуб с боковых ракурсов и следить за тем, как на вырисовывающемся рельефе композитного материала играет свет. Нужно добиться такого эффекта, чтобы блик от лампы стоматологического светильника, падая на границу соединения зуба с композитом, не искажался, а шел ровно, повторяя те же очертания, что и на эмали. Необходимо менять направление света и положение головы пациента, для того чтобы иметь возможность следить за игрой света на разных областях зуба. Также очень желательным дополнением при финишной отделке является использование увеличения (бинокулярные лупы или операционный микроскоп).

Этапы реставрации зубов

Огромное внимание современный человек придает своей внешности. Не секрет, что в формировании положительного впечатления о человеке большое значение имеет его обояние, улыбка. Косметическая реставрация зуба — это манипуляция, позволяющая таким образом восстановить разрушенный зуб, чтобы он не отличается от здоровых рядом стоящих зубов. Современные стоматологические материалы позволяют добиться естественного блеска и цвета готовой реставрации.

Этапы реставрации зубов композитными материалами включают в себя несколько этапов:

  • подготовка пациента
  • подготовка зуба к пломбированию
  • реставрация зуба.

Подготовка пациента к реставрации зуба подразумевает под собой осмотр врачом-стоматологом полости рта, выявление неблагоприятных факторов, препятствующих проведению реставрации зуба (кровоточивость десневых сосочков, отека слизистой оболочки, неудовлетворительной гигиены полости рта) и их устранение.

Подготовка зуба к реставрации включает в себя:

  • препарирование кариозной полости, удаление патологически измененных твердых тканей зуба
  • формирование кариозной полости
  • механическое очищение поверхности зуба
  • раскрытие эмалевых призм
  • изоляция от слюны
  • высушивание
  • наложение прокладки, формирование основы реставрации, протравливание, внесение адгезива.

Далее проводится косметическое восстановление зуба непосредственно реставрация зуба. Пломбирования зуба отличается от реставрации тем, что при пломбировании врач-стоматолог восстанавливает функциональные параметры зуба (форма коронковой части зуба, способность зуба участвовать в акте жевания). Реставрация зуба предполагает восстановление функциональных и эстетических параметров зуба, его цвет, прозрачность, анатомическую форму, естественный блеск восстановленного зуба. Этот этап включает в себя следующие манипуляции:

  • наложение матрицы (при реставрации полостей II,III и IV классов по Блеку)
  • послойное внесение композита
  • отверждение каждого слоя
  • удаление матрицы и клина, досветка придесневой части пломбы (при проведении реставрации на II,III и IV классах)
  • формирование реставрационной поверхности
  • коррекция формы реставрации, коррекция окклюзии
  • окончательная обработка и полирование
  • финишное отсвечивание.

Раз в полгода необходимо являться на профилактический осмотр к врачу-стоматологу и, при необходимости, проводить коррекцию реставрации зуба.

Финишная обработка реставрации зуба

Введение.

При реставрации зубов врач встречается с такими трудностями, как невозможность контроля толщины накладываемых слоев композиционного материала, не совсем оптимальный рельеф небной, жевательной поверхностей, большая затрата времени и другое. Эти недостатки можно избежать при применении техники с использованием «силиконового ключа» [1,2,10] .

Силиконовый ключ – метод восстановления анатомической формы зуба с помощью силиконового слепка. Ключ изготавливают на гипсовой модели при помощи восстановления дефекта воском. Ключ разрезают в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Для точности он должен покрывать десну и соседние зубы. Ключ используется как на фронтальных, так и на боковых группах зубов. Ключ накладывается на зуб, и получаем «руководство к действию». На область режущего края и на апроксимальные поверхности силиконовой матрицы наносится композит эмалевого оттенка, на небную поверхность — дентинный оттенок. Структура зуба восстанавливается последовательно от оральной поверхности к вестибулярной [3,5].

Эта методика применяется и для лечения скрытых форм кариеса в группе жевательных зубов. Полость заполняется композитом, а последняя порция формируется ключом, исключая наплыв материала путем создания в ключе отводных каналов.

Внедрение в клиническую практику методики «силиконового ключа» будет способствовать не только экономии времени врача, но и профилактике возможных осложнений. Данный способ позволяет получить оптимальный рельеф небной и окклюзионной поверхности, практически полное отсутствие необходимости окклюзионно-артикуляционной коррекции. Технология изготовления ключа предельно проста, однако позволяет повысить эргономические показатели на стоматологическом приеме [4,6,8].

В настоящее время все больше работ выполняется не только в целях восстановления функции, но и в целях восстановления или улучшения эстетики и не всегда связано с наличием кариозных полостей. При этом все большее количество реставраций изготавливается по принципу минимально инвазивной терапии, заключающейся в замещении дефектов с использованием адгезивной техники и микроретенции на твердых тканях зуба [7,9].

Основные этапы работы:

  1. Определение цвета твердых тканей зуба.
  2. Прямое (mock-up) или непрямое (wax-up) моделирование формы зуба.

Техника Wax-up (воспроизведение на модели формы зубов с помощью воска) с обязательной проверкой окклюзионных взаимоотношений. На основании Wax-up изготовляется силиконовый ключ, позволяющий воспроизвести небную поверхность зубов в соответствии с окклюзией.

Техника Mock-up — техника моделирования анатомической формы зуба непосредственно в полости рта пациента. Она осуществляется для определения оптимальной формы с учетом необходимости увеличения их размеров и уменьшения ширины межзубных промежутков. Рекомендуется наносить композитный материал, цвет которого отличается от исходного цвета зубов. Необходимо обращать особое внимание на моделирование формы небной поверхности, без которой невозможно изготовить соответствующий слепок.

  1. Снятие нёбного силиконового оттиска и изготовление силиконового шаблона небной поверхности реставрации. Если зуб ранее был реставрирован, то данный этап проводится перед удалением имеющейся реставрации.
  2. Удаление реставрации и композитных материалов, которые были использованы для процедуры mock-up. Препарирование кариозной полости. По эстетическим требованиям проводится удаление пигментированных тканей. Формируется скос вестибулярной поверхности эмали для незаметного перехода цвета от материала реставрации к тканям зуба.
  3. Очищение зуба с помощью вращающихся щеточек и абразивных паст.
  4. Повторное определение цвета твердых тканей зуба.
  5. Изоляция зуба от слюны, травление, нанесение адгезива.
  6. На область режущего края силиконовой матрицы наносится композит эмалевого оттенка. Подготовленный силиконовый шаблон фиксируется на небной поверхности зуба. Создается базисный слой эмалевого оттенка вначале на небной поверхности. Таким образом, небный шаблон создает основу для нанесения последующих слоев композитного материала.
  7. Для формирования апроксимальной поверхности зуба при помощи клиньев устанавливается матрица и наносится базисный оттенок эмали.
  8. На сформированную небную поверхность слоями апплицируется дентинный оттенок. Структура зуба восстанавливается последовательно от оральной поверхности к вестибулярной. На этом этапе начинается формирование специфических анатомических деталей, например, мамелонов.
  9. Восстановление завершается аппликацией эмалевого оттенка, имеющего такой же тон, что и небный и апроксимальный слои.
  10. Финишная механическая обработка осуществляется после высушивания поверхности реставрации. Без изоляции, из-за эффекта увеличения объекта в капле воды, значительно затрудняется визуальный контроль за качеством шлифования.
  11. Полирование высушенной поверхности проводится осторожно при помощи специальных силиконовых головок различных форм на небольшой частоте.

Все стоматологи прекрасно знают, что цвет зуба определяется дентином. Поэтому идеальный композит должен содержать несколько разных оттенков дентина. Что касается эмали, то, наоборот, нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым и добиваться успеха, комбинируя оттенки.

Вывод.

Внедрение в клиническую практику методики «силиконового ключа» способствует не только экономии времени врача, но и профилактике возможных осложнений. Данный способ позволяет получить оптимальный рельеф небной и окклюзионной поверхности, практически полное отсутствие необходимости окклюзионно-артикуляционной коррекции. Технология изготовления ключа предельно проста, однако позволяет повысить эргономические показатели на стоматологическом приеме.

Реставрация зубов

Улыбаться и смеяться без стеснения иногда мешают сколы, щербинки, недостатки эмалевой поверхности или вовсе отсутствие зубов. Стоматологические клиники предлагают способы решения зубного вопроса — реставрацией зубов.

Реставрация — это не про музеи

Восстановление естественной структуры зуба композитными материалами, установка имплантов или коронок — в стоматологии называют «реставрация».

Протезирование зубов пригодится и для нормализации пищеварительных процессов, ведь жевание — первая ступень переваривания и усвоения.

Когда без реставрации не обойтись:

  • эмаль поменяла цвет и визуально выделяется из ряда;
  • стачивание ткани резцов при постоянном механическом воздействии, например, от семечек;
  • разрушение зуба вследствие кариеса, пульпита или периодонтита;
  • потерян зуб из-за травмы, или пришлось удалить по показаниям стоматолога-хирурга;
  • смущают щели между зубами;
  • не удовлетворяет присутствие сколов и трещин на эмали;
  • старый пломбировочный материал разрушился после продолжительной носки

Противопоказания к реставрации зубов:

  • установленный кардиостимулятор (исследования показали, что применяемый при восстановлении эмали фотополимеризатор нарушает работу электронного прибора);
  • бруксизм и другие патологии стираемости зубов — сначала решают первоначальную причину и только потом приступают к исправлению;
  • отсутствие возможности изолировать от влаги (попадание жидкой среды на композитные восстанавливающие материалы ухудшают процесс «схватывания» с тканями и сокращают сроки пользования);
  • аллергия на материалы;
  • постоянное игнорирование правил гигиены полости рта делают работу клиники и трату денег бесполезными, а радость от результата кратковременным.

Какие варианты предлагают

Способы восстановления делят на две группы:

  • прямая реставрация зубов;
  • непрямой метод.

Прямой способ — использование композитного пломбировочного материала.

К преимуществам метода относятся:

  • низкая, в сравнении с непрямым, цена;
  • скорость выполнения работ (стоматолог укладывается в один прием);
  • прочные материалы, совместимость с натуральным цветом эмали;
  • контрастность композита для рентгена;
  • минимальная обточка родных тканей.

Есть и недостатки:

  • со временем происходит изменение цвета
  • подходит только к не существенным разрушениям зуба (отсутствие зуба частичное или полное прямой реставрацией не исправить);
Читать еще:  Острая зубная боль: почему она возникает и что можно экстренно сделать

К непрямым техникам относятся использование виниров или люминиров, постановка коронки или мостовидного протеза, а также имплантация — существенные вмешательства в полость рта.

Плюсы: низкая восприимчивость к внешнему воздействию, как следствие, высокая износостойкость, реже меняют цвет.

Очевидные минусы — стоимость. Работы с применением непрямого метода подразумевают другой порядок цен. Кроме того, в случае с установкой имплантов или протезов, восстановление пойдет в несколько этапов и займет больше времени.

Дополнительная информация: стоматолог проводит тщательную диагностику (в том числе рентген) и после этого выбирает подходящую технологию реставрации, основываясь на клинической картине.

Композитная реставрация зубов

В данном случае для восстановления используют пломбировочный материал, состоящий на 40-60 % из диоксида кремния, силиката цирконий или титана. Остальная часть по составу — органическое вещество, затвердевающее при химических реакциях и воздействии света (происходит полимеризация).

  1. Профессиональная чистка и полная санация полости рта, включающая ультразвуковое и, если потребуется, механическое воздействие — направлены на выявление скрытого кариеса и тщательную диагностику;
  2. Диагностирование масштабов разрушения и подбор материала;
  3. Введение анестезии при глубоких повреждениях, удаление которых приведет к болевым ощущениям;
  4. Обработка краев скола — как правило, на поврежденных тканях начинают размножаться мельчайшие бактерии, приводящие к возникновению кариеса.

Важно! Если стоматолог не проведет тщательное удаление кариозных областей и нанесет композитный материал — это приведет к распространению поражения на здоровые ткани под пломбой и развитию периодонтита или пульпита. Впоследствии зуб будет подлежать удалению.

5. К предварительной обработке относится также выравнивание поверхности для надежного сцепления с материалом реставрации;

6. Нанесение или накладывание материала на восстанавливаемый участок — формирование анатомического строения и рисунка, неровностей естественной эмали;

7. Проверка удобства ношения нарощенного участка — врач просит накусывать место, пациенту необходимо ответственно подойти к процессу, чтобы избежать постоянных походов к врачу для обточки;

8. Дополнительная шлифовка в случае необходимости.

Конечно, пациент будет испытывать некоторый дискомфорт сразу после завершения процесса реставрации зубов до и после, но эти ощущения продлятся два-три дня до полного привыкания.

Установка коронки

К этому методу прибегают в случае значительного разрушения зуба (более 50 %), неправильном расположении зуба или наличии эстетического дефекта, не поддающегося коррекции композитным материалом.

В таком случае изготавливают «копию» переднего или жевательного зуба — коронку, которую устанавливают на зуб.

Этапы восстановления коронкой:

  1. Очищение полости рта, тщательная диагностика и введение анестезии (набор действий повторяется на начальном этапе при любом методе реставрации);

2. Подготовка зуба — избавление от нерва, обработка и запечатывание каналов пломбировочным материалом, обтачивание зуба;

Обратите внимание: если разрушение зуба существенно, в таком случае применяют штифт или культевую вкладку, которую изготавливают по слепку.

3. Снятие слепка с обработанной поверхности, выбор материала и цвета коронки, установка временной пломбы;

4. Примерка зубного протеза на следующем приеме;

5. Финальная установка коронки.

Срок привыкания к инородным материалам в полости рта — две или три недели.

В зависимости от задачи, которую будет выполнять коронка, бюджета пациента и отношению к эстетике устанавливают следующие материалы:

  • металлические (износостойкие и недорогие);
  • металлопластмассовые (обладают меньшей степенью устойчивости к внешним воздействиям, но все еще приемлемая цена);
  • металлокерамические (отзывы реставрации зубов данным видом указывают на оптимальное соотношение цена/качество);
  • керамические (подойдет, где необходима высокая эстетика).
Мост или имплант

При полном отсутствии зуба стоматолог предложит установку:

  • мостовидного протеза — конструкция крепится на соседние зубы с установленными коронками;
  • имплант — установка коронки на штифт, не затрагивая соседние зубы.
Виниры и люминиры

Установка тонких пластинок, повторяющих цвет и форму зубов для высокого уровня эстетики при улыбке — современный способ восстановления несовершенств.

Этапы восстановления винирами:

  1. Аналогично предыдущим способам — чистка и диагностика — особенно важно в этом случае для точного определения оттенка эмали, так как виниры обладают широкой цветовой гаммой;
  2. Использование анестетиков;
  3. В зависимости от задачи, на которую направлено восстановление и материала виниров — обточка (незначительные доли миллиметра);
  4. Нанесение на подготовленную ткань протравочного геля и адгезивного слоя для прочной склейки;
  5. Установка виниров или люминиров.

О том, сколько стоит реставрация зубов, говорят только после диагностики: пациенту могут предложить несколько вариантов решения проблемы, из которых он выберет, в соответствии с бюджетом.

Однако, например, вопрос отсутствия зуба решают только установкой импланта, что в проверенной клинике стоит недешево.

Соблюдайте правила гигиены полости рта, регулярно посещайте профилактические осмотры стоматолога и профессиональную чистку, и дорогостоящая реставрация не понадобится.

Художественная реставрация зубов – цены, фото до и после

Применяемая методика и средства для восстановления зуба

Классифицируют две методики с помощью которых осуществляется реставрация:

Прямой метод реставрации. Данный метод получил широкое распространение, когда для восстановления коронки зуба используются специализированные композитные материалы. Процесс реставрации производится с помощью свето-отверждаемых композитов (фотополимеров). Эта работа находится в компетенции терапевта.

Непрямой метод реставрации с применением виниров. Данная сфера деятельности лежит в полномочиях ортопеда или протезиста. Под непрямым методом реставрации понимается перепланировка зуба, а также изготовление его слепка. Исходя из формы слепка в специализированной лаборатории подготавливается винир, который позднее “цепляется” на зуб. Винир, как правило, изготавливается из керамической смеси, которая после затвердевания обладает повышенными прочностными характеристиками и устойчивостью к механическим повреждениям.

Поэтапная процедура восстановления зуба

Художественная реставрация зуба проводится состоит из ряда поэтапных процедур:

подготовительный этап реставрации. На данном этапе производится очистка восстанавливаемого зуба от налета и зубного камня. При помощи специальной цветовой шкалы устанавливается цвет зуба. В полном соответствии с выбранной цветовой гаммой, выбираются и оттенки пломбировочных материалов;

при повышенной чувствительности зуба проводится местная анестезия;

чистка кариозной области. Производится высверливание пораженных кариесом тканей;

слюноизоляция зуба. На ранних этапах стоматологии в этих целях повсеместно использовалась вата. На сегодняшний день широкое распространение получил коффердам. Другими словами, это – латексный платок, в котором проделаны отверстия для натягивания на зубы. Художественная реставрация зубов без применения надежного изоляционного материала чревата серьезными осложнениями для пациента. Влага слюны провоцирует образование кариеса на стыке пломб/зубов, также заготовка реставрации может попросту “отклеиться”, так как влага не способствует прилипаемости;

установка штифта в зубном канале. Этот этап является обязательным в случае, если зуб подвергся разрушению более чем наполовину. Штифт – средство для закрепления пломбы. При его отсутствии реставрация может не удержаться на своем месте, если будет оказана значительная нагрузка;

послойное пломбирование зуба для восстановления формы. Для придания зубу естественного внешнего вида, используется способ послойной реставрации. Техника послойной реставрации заключается в нанесении пломбировочного материала друг на друга. При этом цвет материала может быть различным, но окончательное изделие должно придать зубу естественный вид;

этап заключительной обработки зуба. Этап заключительной обработки зуба включает процедуры моделирования окончательной формы зуба, а также финишная шлифовка пломбы.

Стоимость работ по художественной реставрации зуба

Для художественной реставрации зуба вам придется раскошелиться на достаточно внушительную сумму денег.

Поэтапные расценки для полного восстановления коронки зуба, следующие:

проведение анестезии (от 250-350 руб);

слюноизоляция зуба с наложением коффердама (около 400 руб);

восстановление зуба с применением свето-отверждаемых композитов (фотополимеров) (от3700-4200 руб);

установка в зубном канале штифта (зависит от фирмы-изготовителя штифта и его материала). Градируется от 70 руб. (металлический штифт) от1600 руб. (штифт стекловолоконный WDW).

Общая стоимость реставрации может варьироваться от 5200 до 6200 руб.

Финишная обработка и полировка композитных пломб

Достижение натуральной эстетики и функциональности является самым последним и, возможно, самым насущным требованием реставраций фронтальных и жевательных зубов и представляет основную заботу как требовательных пациентов, так и стоматологов. Имеющиеся в настоящее время адгезивная техника реставраций и материалы сделали возможным проведение эстетического лечения жевательных зубов при значительной предсказуемости успеха в случае применения соответствующей системы реставрации.

Функция, адаптация, анатомия и эстетика реставрации определяется во время всего комплекса реставрационных процедур: планирования, препарирования, выбора реставрационной технологии и материала, аппликации материала и последующей его полимеризации, а также финишной и полировочной обработки. Финишная обработка и полировка являются важными заключительными этапами реставрации, поэтому основными целями финишной обработки и полировки являются:

  • выравнивание окклюзионных, апроксимальных и плоских поверхностей, краев и бугров так, чтобы реставрация плавно переходила в естественные ткани зуба;
  • сглаживание неровностей уже сформированных поверхностей или сохранение уже сформированных и контурированных поверхностей, сохранение оригинальных особенностей твердых тканей зуба;
  • корректировка любых краевых дефектов.

Эти цели должны быть достигнуты при помощи нетравмирующих методов финишной обработки и полировки, чтобы достичь высокого качества реставрации или улучшить его во время выполнения этих последних этапов реставрации.

На этапе наложения материала при прямых реставрациях необходимо максимально ограничивать наложение излишков композита, что в последующем значительно облегчит финишную обработку законченной реставрации при устранении дефектов поверхности твердых тканей зуба. Уже на данном этапе следует учитывать возможность доступа к краям реставрации различных типов инструментов для финишной обработки. Плоские и доступные апроксимальные поверхности лучше всего формируются с помощью гибких абразивных (различной степени абразивности) дисков, в то время как придесневые края реставрации обрабатываются абразивными полосками (штрипсами). Жевательные поверхности и их апроксимальные скаты идеально формируются и контурируются с помощью мелкозернистых алмазных боров (с красной, желтой и белой индикацией) или мультирифленых твердосплавных карбидных боров-финиров.

Соблюдение последовательности применения финишных и полировочных инструментов обязательно для достижения соответствующего качества поверхностей и граней реставрации. Плоские доступные края обрабатываются гибкими дисками. При окклюзионных и неровных стыках и поверхностях следует использовать вращающиеся инструменты соответствующего дизайна и абразивности, такие как тонкие и супертонкие алмазные боры. При использовании вращающихся инструментов – алмазных, тонких, супертонких боров — зачастую возможно появление на поверхности реставрации, а также эмали зуба, достаточно глубоких поперечных неровностей (штрихов), при устранении которых возникает необходимость использования дополнительных резиновых и силиконовых полировочных головок, абразивных дисков, что может существенно испортить контуры реставрации. Данная ситуация требует дополнительной аппликации композита с последующим контурированием и дополнительной финишной обработкой.

Окончательная полировка реставрации также требует возможного последовательного использования определенного набора инструментов. Литературы по данной теме особенно много: она запутывает и, более того, предоставляет только небольшую информацию относительно клинической значимости и ценности тестируемых систем полировки, почти исключительно в условиях полости рта.

Следует отметить, что при применении композитов качество поверхности реставрации в полости рта во многом зависит, прежде всего, от структуры самого материала, а также существующей среды полости рта и структуры окклюзионной нагрузки. При этом достижение исключительно гладкой поверхности композита зачастую требует значительных усилий, а именно, последовательное применение всего спектра финишных и полировочных инструментов и приводит в результате к эфемерному блеску, который исчезает в течение недели после износа и разрушения поверхности.

Основные цели – получение гладких краев реставрации и устранение больших неровностей поверхности — могут быть достигнуты исключительно при использовании финиров – мультирифленных твердосплавных боров для работы с композитами. Для достижения этих целей мы имеем положительный десятилетний опыт использования системы финирования композитных реставраций, разработанной фирмой «SS WHITE Burs, Inc.». Финиры – это боры для финальной обработки, которые предназначены для того, чтобы придать форму и отшлифовать любой стоматологический восстановительный материал. Используемые с этой целью карбидные боры, такие как новые модифицированные боры, с безопасным концом серии «SAFE END™», выпускаемые с 10 и 20 гранями, оставляют более гладкую поверхность по сравнению с алмазными борами, которые имеют абразивные свойства. Более гладкая поверхность после обработки борами-финирами объясняется тем, что этот вид боров имеет 12 или 30 граней, которые снимают меньше материала за одно вращение, чем боры со стандартными 6 или 8 гранями. Уникальный спиральный дизайн этих боров обеспечивает постоянный контакт с режущей поверхностью, что в результате дает более гладкую поверхность и снижает вибрацию при работе.

Финиры SAFE END™ подразделяются на две основные группы:

  • боры с режущими головками 12 граней;
  • боры с режущими головками 30 граней.

Боры для финальной обработки с 12 гранями оставляют более гладкую поверхность на композитных материалах, амальгаме, эмали, дентине и других стоматологических материалах. Но их не рекомендуют использовать для полировки фарфоровых поверхностей, так как они могут вызвать трещины.

Боры-финиры с 12 гранями особенно подходят в тех случаях, когда необходимо отшлифовать бороздки, оставшиеся на поверхности после обработки алмазными борами, а также отшлифовать края амальгамы и композитных пломб.

Боры-финиры с 30 гранями снимают еще меньше материала за одно вращение, благодаря чему и достигается еще более гладкая отполированная поверхность. Этими борами рекомендуется заканчивать шлифовку поверхностей, когда требуется навести «особый лоск».

Кроме новой серии SAFE END™ заводы фирмы «SS WHITE Burs, Inc.» выпускают большое разнообразие финиров, которые идеально подходят для выполнения финирования любой реставрации, прежде всего той, где необходимо учесть эстетический фактор. Мы освоили в нашей практике 10 разновидностей:

1. Боры в форме иглы идеально подходят для контурирования и финальной обработки апроксимальных и окклюзионных границ, пришеечных поверхностей и краев полости зуба (рис.1);

2. Боры с головкой в форме яйца идеально подходят для контурирования и шлифовки окклюзионных и язычных поверхностей (рис. 2);

3. Боры CFT конфигурации прекрасно контурируют и полируют восстановительные материалы под десной, границы полости зуба, пришеечные поверхности (рис. 3 и 4);

4. Шаровидные финиры хорошо использовать для контурирования и обработки язычных поверхностей и передних зубов;

5. Боры с головкой в форме пламени свечи отлично подходят для контурирования и обработки язычных, вестибулярных и окклюзионных поверхностей;

6. Пиковидные боры предназначены для контурирования и шлифовки окклюзионных поверхностей;

7. Финиры в форме свечи с закругленным концом хорошо контурируют, шлифуют и помогают подгонять окклюзионные поверхности;

8. Боры в форме заостренной свечи, с зауженным концом, отлично подходят для контурирования и полировки восстановительных материалов непосредственно в пришеечной области;

9. Боры в форме удлиненной свечи со сверхдлинным зауженным (заостренным) концом выполняют те же задачи, что и бор с зауженным концом;

10. Фиссурный бор с зауженным концом отлично контурирует и шлифует поверхности.

Форма боров была разработана с учетом анатомии зуба. При применении этих боров необходимо использовать адекватное охлаждение (водную струю), которое будет предупреждать нагревание композита и способствовать очистке бора и поверхности.

При минимальной аппликации композита за пределами полости, этих боров достаточно для контурирования, финишной обработки и полировки реставрации. При этом сводится к минимуму использование других инструментов – гибких абразивных дисков, штрипсов, алмазных вращающихся инструментов для обработки и полировки.

Финальное полирование с помощью специальных паст, а также соответствующих им кисточек, «мягких» головок, по нашему мнению, требуются только для особых участков, таких как окклюзионные и плоские поверхности.

По нашему опыту финиры – мультирифленные твердосплавные боры для работы с композитами (рис. 5) являются, вероятно, единственными универсальными инструментами для неразрушающей финишной обработки современных микрогибридов, имеющих структуру, подобную твердым тканям зуба.

Восстановление боковых зубов с применением материалов и систем Palodent Plus, SDR, Ceram-X от компании Dentsply

Нарушение герметичности реставрации, подобно разгерметизации корпуса самолета на высоте, приводит к изменению давления в дентинных канальцах, резкое перемещение жидкости в которых и провоцирует кратковременную быстропроходящую, но доставляющую немало страданий боль. Современные технологии и материалы способствуют созданию качественной, а главное предсказуемой склейки композита с дентином и эмалью зуба. Тщательное соблюдение всех этапов подготовки зуба к реставрации, препарирования, адгезивной обработки, внесения материалов и финишной обработки позволяют создавать качественные реставрации с превосходным прогнозом.

Leakage of restoration , like depressurization body aircraft at an altitude causes a change in pressure in the dentinal tubules, sharp movement of fluid in which provokes a transient short-term , but gives a lot of suffering pain. Modern technologies and materials contribute to the creation of quality , and most importantly predictable bonding composite to dentin and enamel of the tooth. Careful adherence to all the stages of preparation of the tooth for the restoration , preparation , adhesive processing , making and finishing materials allow you to create high-quality restoration
with an excellent prognosis.

Композитные материалы в постоянной практике врачей-стоматологов применяются уже свыше 20 лет, история же их насчитывает более полувека. Тем не менее по-прежнему остается немало вопросов, связанных с их использованием. Наиболее часто врачи сталкиваются с появлением послеоперационной чувствительности при жевании или действии температурных раздражителей, возникновением так называемой белой линии, прокрашиванием краев реставрации, появлением трещин вокруг и/или внутри реставрации, а также развитием кариозного процесса вокруг и/или под реставрацией. Основная причина подобных явлений – нарушение не только краевого, но и полного прилегания реставрации, что, подобно разгерметизации корпуса самолета на высоте, приводит к изменению давления в дентинных канальцах, резкое перемещение жидкости в которых и провоцирует кратковременную быстропроходящую, но доставляющую немало страданий боль.

Порой мне приходится слышать: «Доктор, я всего месяц назад была у стоматолога. Почему вы рекомендуете поменять несколько пломб?». Обычно я отвечаю: «Действительно, при классическом подходе ваши реставрации не требуют замены, потому что кариеса под ними нет. Мои сомнения в их долговечности связаны с отклейкой реставрации, характерный признак которой – прокрашивание краев, вызванное попаданием пигмента в щель, образовавшуюся между пломбой (вкладкой, коронкой и т.д.) и зубом. В результате возможно развитие кариозного процесса, появление трещины, перелом зуба, выпадение реставрации, а также их сочетание. Но вполне возможно, осложнения не разовьются. Однако я люблю прогнозировать результат, не дожидаясь развития патологических процессов».

Читать еще:  Опыт использования ионно-плазменной технологии для изготовления несъемных зубных протезов из сплава титана ВТ 1-00

Демонстрация фотографий подобных реставраций позволяет в полной мере донести мысль до пациента и убеждает его в необходимости лечения.

Современные технологии и материалы способствуют созданию качественной, а главное предсказуемой склейки композита с дентином и эмалью зуба. Однако в реальных условиях соблюсти все нюансы кислотного кондиционирования, промывания, высушивания и адгезивной обработки кариозной полости крайне затруднительно. Адгезивы, содержащие третичный бутанол, промоутеры адгезии, HEMA, позволяют исключить человеческий фактор и создают качественный гибридный слой, упрощая практику стоматолога. С появлением материала SDR объемное заполнение полостей решило две проблемы:
1) исключило появление влаги на поверхности обработанного адгезивом дентина, блокировав ее гидрофобным барьером;
2) позволило восстанавливать дентинный объем одной порцией: это снизило вероятность некачественной склейки и появления пузырей между слоями композита, что нередко происходит при традиционном послойном внесении плотного композита, а также уменьшило внутренние напряжения реставрации.

Чем опасно внутреннее напряжение? Во время усадки композита расстояние между молекулами мономера уменьшается, образуется полимер. Материал сжимается, в системе возникает напряжение. Если при этом реставрация была приклеена к тонкой стенке зуба (менее 1,5 мм), то последняя лопнет. Если врач плохо внес адгезив, реставрация оторвется в этой области. На границе с адгезивом может произойти отрыв композита, если он не был надлежащим образом вклеен, и/или не была блокирована влага гидрофобным слоем текучего композита. Помимо того, если композит недостаточно полимеризован, при жевательной нагрузке материал реставрации лопнет.

При толщине стенки зуба менее 1,5 мм целесообразно провести ее перекрытие. Это требуется не всегда, потому что современные композиты создают хорошее соединение с тканями зуба. При использовании хэндиблатеров и оксида алюминия 50 мк прочность соединения также возрастает. При принятии решения о перекрытии стенки нужно уделять внимание ее высоте и конфигурации.

Для получения качественного адгезивного соединения можно использовать самопротравливающийся адгезив Xeno V+ или самопраймирующийся адгезив XP Bond. Для качественной склейки композита и зуба, а также выстраивания объема дентина применяют инновационный текучий композит SDR.

Для создания прочной реставрации используют плотный нанокерамический материал Ceram-X. Его структура препятствует появлению и распространению трещины в реставрации, что делает материал незаменимым при реставрации зубов, испытывающих выраженные окклюзионные нагрузки.

Клинический случай

Рассмотрим один из случаев разгерметизации реставрации. Лечение проводили в несколько этапов. Общая продолжительность реставрации и наблюдения на момент написания статьи составила 8,5 мес.
Зубы 16, 15 пролечены 3 года назад. Дата лечения зуба 17 не установлена. Отчетливо видна разгерметизация реставраций, проявляющаяся в пигментации края и наличии трещины вестибулярной эмали в зубе 15 (рис. 1).

На дистальной поверхности зуба 15 в придесневой области выявлено нарушение краевого прилегания реставрации (рис. 2). Это означает, что в случае преобладания процессов деминерализации неминуемо произойдет развитие кариозного процесса с появлением кариозной полости. Для предотвращения подобного осложнения требуется полная замена реставрации, о чем пациентка была информирована.

Также процессы отклейки отмечены под реставрациями зубов 16 и 17. Под пломбой в зубе 17 выявлен очаг кариозного поражения. При отклейке реставрация в кариозной полости удерживается только за счет макромеханической адгезии (простое удержание стенками зуба). Отсутствие приклеивания материала к зубу вызывает эффект расклинивания, где в роли клина выступает сама пломба (рис. 3). При остаточной толщине стенок и прочности витального зуба осложнения в виде сколов или переломов могут не возникнуть. Подобные осложнения стоматологи регулярно наблюдают в депульпированных зубах, где реставрация выполняется на значительно большей глубине.

После препарирования зубов был наложен раббер-дам, предотвращающий попадание слюны, десневой жидкости и влаги, образуемой при дыхании пациента, в реставрируемую полость. Его использование позволяет значительно повысить качество и улучшить прогноз проводимого лечения (рис. 4).

Финишные этапы реставрации. Цели и средства.

Клинической стоматологии №1 МГМСУ им. Евдокимова

Финишные этапы реставрации. Цели и средства.

Эстетическое совершенство реставрации оценивается двумя основными параметрами – оптикой и формой, неотличимыми от естественных тканей зуба. Оптика, в отличие от формы, во многом определяется объективными характеристиками композитного материала, выбранным для восстановления, в первую очередь размером наполнителя, уровнем опаковости-прозрачности, выраженностью его опалесценции и флюоресценции. Форма, ее макро-воспроизведение и, тем более, умение выполнить микротекстуру, порой для врача оказывается более сложной задачей. Кто-то из коллег чувствует форму интуитивно, как бы не задумываясь. Кто-то как, например, В.А. Ветчинкин и Л. М. Ломиашвили предлагают протоколы изначального моделирования по вполне определенным ориентирам контроля или модульного построения восстановления, максимально соответствующего по объему и форме утраченным тканям. Кому-то приходится практически ежедневно как Пигмалиону отсекать все лишнее, чтобы создать свою Галатею, если изначально композит накладывается с избытком, а затем инструментально уже достигается форма. Как известно, практика – критерий истины, и какой путь окажется более рациональным для Вас (читайте более коротким или по количеству используемых инструментов, или по затраченному времени) – выбирать Вам. Главное итог – «невидимая» для пациента, а еще лучше и для Вас, герметичная реставрация.

Остановимся более подробно на финишных этапах прямого восстановления, когда врач ставит перед собой задачи окончательной корректировки анатомической формы реставрации, достижения гладкости поверхности и отсутствия зон ретенции бактериального налета, снятие ингибированного кислородом слоя композита, для чего последовательно совершает несколько шагов:

· контурирование пломбы инструментами высокой абразивности;

введение реставрации в окклюзию;

· финирование или придание окончательной формы реставрации, выполнение микротекстуры поверхности;

· полирование до «сухого» блеска;

· запечатывание границ восстановления герметиком (или постбондинг) с ревизией зубо-десневой борозды;

· контрольная полимеризация реставрации.

1.Контурирование и окклюзионная коррекция. Выбор инструментария зависит от групповой принадлежности и восстанавливаемой поверхности зуба. Направление движения наконечника всегда должно быть от реставрации к тканям зуба, это позволит избежать образование случайных поднутнений на границе пломба-зуб.

На этом этапе рекомендовано применение алмазных финиров с высокой режущей способностью (красная маркировка) с использованием, как правило, турбинного наконечника. Обязательным условием должно быть водяное охлаждение в объеме не менее 30-40 мл в минуту. Необходимо ограничивать силу давления на бор в пределах 0,5 Ньютонов, что в пересчете на вес соответствует 50 граммам, работая легкими прерывистыми движениями. По форме наиболее рационально иметь в своем арсенале пиковидные, пламевидные и оливовидные боры.Рис. 1.1И 1.2.

Использование ординарных алмазных боров без маркировки или с синей маркировкой, а тем более с зеленым кольцом, применяемых для препарирования, должно быть исключено. Такие боры будут оставлять на поверхности композита глубокие царапины и не позволят безопасно снять излишки материала на границе пломба-зуб, расшлифовывая эмаль. В представленных на иллюстрации инструментах ведущей немецкой компании Frank.Dental распределение абразивности алмазного зерна в микронах соответствует следующим параметрам: боры для препарирования без маркировки от 66 до 126 микрон, финиры с красным кольцом 27-76 микрон, с желтым кольцом 10-36 микрон, с белым кольцом 4-14 микрон.

Альтернативно алмазным финирам для контурирования с успехом можно применять твердосплавные финишные боры, имеющими 8-12 режущих граней (красная маркировка). Инструменты используют с водяным охлаждением на турбинном или повышающем 1:5 угловом наконечнике (скорость 100-200 тысяч оборотов в минуту). Основное преимущество твердосплавных (карбидных) финиров по сравнению с алмазными – неинвазивность по отношению к эмали зуба, что позволяет безопасно снять избыток композита по границам пломбы. Особенно такие инструменты могут быть рекомендованы для деликатного устранения излишков пломбировочного материала в пришеечной зоне и зубодесневой борозде и ревизии этих областей с целью выявления затеков после проведения постбондинга, для чего оптимально использовать боры с безопасной верхушкой и короткой рабочей частью 3-4 мм. При контурировании вестибулярных плоскостей зубов в зонах средних и окклюзионных (режущих) третях коронки, следует выбирать боры с удлиненной рабочей частью 6-8 мм. Рис.2 Следует учитывать, что режущая способность лезвий резко снижается, если направление движения бора по реставрации оказывается противоположным направлению вращения, то есть движения наконечника должны быть всегда по ходу вращения бора. Наиболее контролируемо и безопасно использование финиров со слегка закрученными гранями. На реставрацию одномоментно будут опираться несколько лезвий, что не позволит сделать резкое углубление в обрабатываемой поверхности материала при избыточном давлении на инструмент. При выборе твердосплавных финишных боров особое внимание стоит уделять монолитности рабочей головки и хвостовика. При наличии спайки между хвостовиком и рабочей головкой инструмента (головка и хвостовик отличаются по цвету), срок его использования резко сокращается за счет ее коррозии в дезинфицирующих растворах (наиболее опасна 6% перекись водорода).

Так же, для контурирования основных плоскостей зуба, зон перехода от апроксимальных на прилежащие поверхности удобно применение дисков малого диаметра средней зернистости на угловом наконечнике (скорость 2-4 тысячи оборотов в минуту). Дисками по композитам работают «всухую», а при смене диска на менее абразивный, обязательно промывают поверхность водой.

Для удаления нависающих излишков материала при восстановлении контактных поверхностей зубов могут использоваться специальные ручные инструменты – финишные ножи и абразивные полировочные полоски – штипсы. Рекомендуется выбирать в первую очередь тонкие штрипсы или разрезать штипсы стандартной ширины перед применением вдоль напополам, чтобы исключить чрезмерную расшлифовку области апроксимальных контактов реставрации. Для снятия ингибированного кислородом слоя непосредственно в зонах контактов достаточно использовать флос с нанесенной на него полировочной пастой. Для контурирования контактных поверхностей пломб разработана также специальная вогнутая форма финиров.Рис.3.

Удаление излишков материала и макроконтурирование осуществляется под контролем артикуляционной бумаги 40-100 мкм. Более тонкая коррекция контактов может быть выполнено с использованием специальной фольги 8-12 мкм.

2.Финирование реставрации.

Придание окончательной формы реставрации может выполняться как алмазными, так и твердосплавными финирами с желтой маркировкой, желательно использование повышающего углового наконечника 1:5. Наиболее предпочитаемая методика – применение карбидных боров, так как гладкое и контролируемое снятие композита при дозированном давлении на бор позволяет создать необходимые индивидуальные параметры поверхности, но исключить при этом необходимость обязательного использования полировочной пасты. Алмазный инструмент, каким бы мелкоабразивным он не был, напротив, образуют микронеровности на поверхности композита, устранение которых требует обязательное последовательное применение нескольких полиров и щетки с алмазными пастами для дошлифовывания и дополировывания реставрации.

При работе над формой фронтальной реставрации удобно выделить визуально переходы поверхностей, которые соответствуют ходу медиального и дистального валика вестибулярных валиков, расположение вестибулярного экватора, а также определить выраженность протяженность и форму ложбин, выделяющих срединный вестибулярный валик. Именно эти ориентиры определяют макроформу зуба. Моделирование переходов поверхностей и межмамелонных пространств проводится с помощью длинных пламевидных или пикообразных финишных боров.Рис. 4.1 и 4.2

Затем следует отметить наличие и выраженность поперечной текстуры на рядом стоящих естественных зубах (линии Рециуса, перекиматы). Отдельные линии могут быть созданы при помощи пулевидных финишных боров. Если же окончательная поверхность, которую мы воспроизводим должна быть не просто ровной и глянцево-блестящей, а рассеивает свет в разных направлениях с преобладанием поперечной текстуры, то можно предложить такую последовательность воспроизведения текстуры: взять очень грубый зеленый или черный алмазный бор в руку, или закрепив его в повышающем наконечнике нанести на поверхность реставрации параллельно режущему краю зубов царапины, которые затем заполировать при помощи щетки, импрегнированной абразивными частицами карбида кремния. Полировку производят без нажима, короткими движениями, без водяного охлаждения и дополнительных полировочных паст на скорости вращения не более 3-4 тыс. оборотов в минуту. Результатом должен стать сухой блеск реставрации с сохранением поперечной микротекстуры, регулировать выраженность которой можно нажатием на щетку.Рис.5 .

Финирование окклюзионных поверхностей удобно проводить, в первую очередь, в области триангулярных ямок 16-20 гранными борами со спиральным направлением лезвий овальной или оливовидной формы, фиссуры первого и второго порядка как правило уточняются пулевидными, скаты бугров, вестибулярные и оральные поверхности – пиковидными или фиссурными финирами.Рис. 6.

3. Полирование до «сухого» блеска как мы уже отметили упрощается если достижение анатомической формы выполнялось твердосплавными финирами и может быть достигнуто даже при помощи импрегнированной щетки. Более традиционно для этого применяют силиконовые головки различных форм. В отличии от боров силиконовые головки оптимально использовать без воды. Такие головки могут применяться последовательно различных цветов, или в один этап, при работе с универсальными полирами серого цвета, содержащими в своем составе алмазную крошку.

Для достижения максимального блеска реставрации конечным этапом реставрации может быть нанесение полировочной пасты с размером частиц. Эта процедура проводится с помощью одноразовых щеточек с искусственной щетиной.

Процедура постбондинга или закрытия границ реставрации герметиком остается все так же актуальной, особенно это отмечают коллеги, работающие под контролем увеличения. По завершении герметизации проводят ревизию зубодесневой борозды, если восстановление было в пришеечной области и контрольное отсвечивание с каждой поверхности реставрации с максимальным приближением к пломбе световода (экспозиция определяется использованным композитом и мощностью полимеризационной лампы).

Естественный внешний вид зубов при их реставрации

Задача эстетической реставрации в стоматологии — создать незаметное. Для этого зуб восстанавливают так, чтобы он не привлекал к себе внимания, выглядел естественно, но при этом красиво — был ровным, имел светлый оттенок и натуральный глянец эмали. Для этого применяется набор специальных приемов в технике реставрации, при подборе материала для нее.

Восстановление зуба планируют, проводя эстетический анализ. Он предполагает оценку дефекта, контуров коронки, соотношения ее размеров и межзубного пространства, особенностей ее цвета, общей пропорции лица, губ, зубных рядов. Стоматолог обсуждает лечение с пациентом — важно, чтобы результат соответствовал его ожиданиям.

Особенности техники эстетической реставрации

На этапе подготовки препарирование зуба выполняют щадяще, сохраняя максимальный объем здоровых тканей. Врач формирует полость, проводит ее адгезивную обработку, покрывает специальными составами. Это нужно, чтобы улучшить сцепление с композитом, который будет использоваться для восстановления коронки.

Композит вносят тонкими слоями. Толщина не превышает 3 мм. После формирования каждый слой полимеризуют отдельно.

Выполнение послойной полимеризации дает преимущества:

  • общая усадка материала меньше. Каждый из микрослоев при отвердевании уменьшается в размерах не так, как может уменьшиться большой объем композита, нанесенный за один раз. При послойном нанесении врач лучше контролирует усадку, компенсирует ее, что улучшает и эстетику, и общий результат реставрации;
  • полимеризация выполняется в более полном объеме, прочность композита выше;
  • при нанесении состава тонкими слоями, можно оценивать и корректировать его оттенок, чтобы общий вид реставрации был естественным.

Каждый из слоев стоматологического композита проходит пластическую обработку. До полимеризации при попытке формования он не должен отделяться от основания. Его форма при этом меняется. Врач корректирует ее так, чтобы создать естественные очертания воронки. После полимеризации обязательно контролируют твердость материала. Он не должен деформироваться под действием зонда.

Когда композит нанесен и полимеризован, его обрабатывают, корректируя очертания коронки. Сначала для этого используют крупноабразивный бор, затем — более «тонкие» финишные диски или алмазные боры. Задача состоит в том, чтобы убрать излишки материала и сохранить естественные контуры зуба.

Когда реставрация завершена, выполняют ее полировку. Для этого используются наконечники с низкими оборотами, поверхность зуба постоянно смачивают, чтобы избежать перегрева.

Выбор цвета для реставрации

Он определяется ожиданиями пациента. Чаще это одно из двух требований: или белоснежная улыбка с ровным цветом, или естественный оттенок, в составе которого могут быть переходы от основания до режущего края.

В первом случае сначала выполняется отбеливание до требуемого уровня. Реставрацию проводят с подбором оттенка композита в тон к остальным зубам. Часто при этом требуется создать идеально ровный режущий край для резцов (в зоне улыбки).

Если важно, чтобы зубы выглядели естественно, создают полихромный эффект. Оттенок распределяют от пришеечной части до режущего края. Ближе к основанию коронки его делают более насыщенным. Оттенок у края выглядит бледнее. Распределение тонов может быть и другим. Его обсуждают с пациентом, используя как «иллюстрацию» цветовую шкалу VITA.

Сложным считается подбор оттенка композита в случаях, когда зубы пациента неоднородны по цвету (установлено несколько керамических конструкций или уже выполнено несколько реставраций, не соответствующих друг другу по цвету идеально). Тон лучше распределять так, чтобы самыми «яркими» были центральные резцы (единицы и двойки), а остальные зубы в зоне улыбки были немного бледнее них. В таких случаях рекомендуют выполнять полихромную реставрацию, с распределением оттенка эмали на поверхности одной коронки так, чтобы сгладить имеющиеся различия. Переход цвета должен быть как можно более мягким — тогда зубы будут выглядеть натурально.

Пропорции естественной улыбки

Эстетическая реставрация может корректировать пропорции зубного ряда, восстанавливать их. Для этого соблюдают несколько принципов:

  • симметрия. Средняя линия зубного ряда (как минимум, верхнего) должна находиться по центру лица. Центральные резцы и клыки должны соответствовать линии десневого края и иметь симметричное расположение, одинаковые размеры и формы (попарно). В отдельных случаях, чтобы добиться этого, приходится создавать «спрямленную» линию режущих краев верхнего зубного ряда относительно изгиба нижней губы;
  • допускается асимметрия между боковыми резцами или клыками, но она не должна быть слишком выраженной, заметной. Для них при реставрации выполняют выравнивание десневого края и жевательных бугорков, но итоговый уровень может не совпадать с режущим краем резцов;
  • при реставрации сохраняют естественную глубину и ширину промежутков между резцами. Для этого боковые поверхности могут незначительно обтачиваться.

Стоматологическая клиника «ДентоСпас» выполняет прямую эстетическую реставрацию зубов с использованием качественных материалов, с индивидуальным подбором оттенков по шкале VITA, с формированием естественной формы коронок, которая обеспечит оптимальную окклюзию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector